Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 825 
Next page End  

неврозах и психотерапии было обобщено в его классическом труде «Личность и неврозы» (1960),
который первым был удостоен премии АМН им. В. М. Бехтерева и явился основой для дальнейшей
разработки его учениками и последователями современной биопсихосоциальной концепции неврозов и
системы их психотерапии.
См. также Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского,
Исуриной, Ташлыкова.
_Н_
НАЙКАН-ТЕРАПИЯ. «Найкан» (японск.) саморефлексия, самонаблюдение. Медитативная
форма психотерапии, разработанная в Японии Ишимом Йошимото, священником и бывшим
коммерсантом. Цель ее — вызвать экзистенциальное сознание вины и одновременно ощущение того,
что человек может получить любовь и заботу о себе, несмотря на собственное несовершенство.
От «найканша» (пациента) требуют в основном поразмышлять о собственном прошлом и
сообщить свои мысли психотерапевту («сенсей»). По прибытии в найкан-центр пациент получает от
психотерапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии и прослушивает короткую
магнитофонную запись-инструкцию. Через 30 минут он начинает применять найкан, сидя в углу (или
лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках,
однако ему запрещено лежать из опасения, что он заснет.
Первая задача — поразмышлять о том, как он вел себя в младших классах по отношению к своей
матери и что чувствовал при этом. Он должен подумать, что мать сделала для него (20% времени
медитации),
какие услуги он оказал ей (20%) и какие огорчения и заботы причинил ей (60%). Цель —
вызвать в памяти подробности о специфических событиях и способах поведения, характерных для этого
времени. Через час или два появляется психотерапевт, делает поклон перед ширмой, открывает ее,
кланяется еще раз и спрашивает пациента, о чем он думал. Пациент рассказывает, что он получал и что
давал взамен, какие причинял заботы. В заключение он получает задание поразмышлять о себе и своих
отношениях с матерью теперь уже в период старшего школьного возраста. Если не возникает вопросов,
разговор завершается поклонами, и психотерапевт предоставляет пациенту возможность дальнейших
размышлений.
В ходе каждого разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента; после чего
называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова ободрения,
например: «Пожалуйста, поразмышляйте глубоко».
Обычно предметом рефлексии становятся 3-летние временные промежутки (у пациентов
старшего возраста — 5- и 10-летние вплоть до настоящего времени).
Затем объектом размышлений становится отец — опять же с раннего школьного возраста вплоть
до сегодняшнего дня. Подобным же образом размышляют о сиблингах, дядях и тетях, учителях,
соучениках, начальниках, коллегах, супругах, детях и других референтных в жизни найканша лицах.
Могут также задаваться специальные темы, такие как ложь, воровство, нарушения дисциплины,
азартные игры и выпивка.
Найкан-рефлексия длится в течение недели каждый день с 5 до 21 часа.
НАПРАВЛЕННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Х¨КА (die intendierte
dynamische Gruppenpsychotherapie). Х¸к (Hock K., 1977) — известный немецкий психотерапевт,
организатор и многолетний руководитель Дома здоровья и психотерапевтического стационара
«Хиршгартен» (Берлин).
Сохранив основную концепцию недирективного поведения психотерапевта, Х¸к разработал
вариант динамической групповой психотерапии, характеризующийся специфическими фазами развития
психотерапевтической группы:
1-я — фаза «разогрева», или «ориентации»; 2-я — начальная, или фаза
зависимости; 3-я — фаза «активирования»; 4-я — терапевтическая, или рабочая фаза; 5-я —
заключительная фаза. Первые две фазы понимаются им как предгрупповые стадии.
В системе Н. д. г. п. X. существенное значение имеют следующие теоретико-методические
аспекты (Х¸к, 1975).
Hosted by uCoz