3. Психосоциальная концепция Эриксона (Erikson E.) объясняет концепции культурных влияний
и индивидуальной психологии.
Начав с теории либидо, Эриксон изучает сложное взаимодействие
социальных и культурных факторов с силами взросления, раскрывающимися в индивиде. Он предлагает
концептуальное объяснение социального развития, прослеживает раскрытие генетически социального
характера и превращения его в социальном окружении в каждой фазе. Соответственно социальные
нормы не диктуются принудительно изначально асоциальному индивиду, а скорее общество влияет на
способ решения индивидом задач каждой эпигенетической стадии. Это осуществляется посредством
«органических свойств», которые по мере развития перемещаются на другие функции и могут
становиться автономными (неинстинктивными) и адаптивными, после того как им придана форма и
ценность «социальными модальностями» (получение, отдавание, приобретение), устанавливаемыми
общественными институтами. Из этого процесса возникает чувство идентичности, сила которого
зависит от относительного успеха, достигнутого при решении жизненных задач. По мнению Эриксона,
существует 8 этапов развития человека, в каждом из которых индивид проявляет «достоинства Эго-
критериев, по которым можно судить, что его Эго на данной стадии обладает достаточной силой, чтобы
интегрировать развитие со структурой социальных институтов». Эти 8 стадий таковы:
1) доверие против основного недоверия это стадия, соответствующая оральной в
классической психоаналитической теории;
2) автономия против стыда и сомнения соответствует анальной стадии;
3) инициатива против вины фаллической и эдиповой стадиям;
4) трудолюбие против неполноценности латентному периоду;
5) тождественность против ролевого рассеивания юности и ранней взрослости;
6) близость против одиночества соответствует зрелому возрасту, тому, что называется «во
цвете лет»;
7) продуктивность против застоя среднему возрасту;
8) сохранность Эго против отчаяния старости.
Многие аспекты развития Эго, по мнению Эриксона, можно сформулировать терминами
возрастания чувства идентичности, а более или менее жестокий кризис идентичности является
отличительной чертой поздней юности и ранней взрослости. Многие проблемы, касающиеся
идентичности, концентрируются вокруг той роли, которую играет усиление или ослабление
идентификации. Считается, что нарушение идентификации с родителями в детстве, особенно с
родителями одного пола, уменьшает чувство идентичности, но неудача в осуществлении
дезидентификации с ними в юности вызывает сходный эффект.
4. Концепции Эго-психологии. Доминирующей фигурой в развитии психоаналитической теории
в 1950-70-е гг. становится Хартманн (Hartmann H.). Как и Эриксон, он исходит из психоаналитической
теории Фрейда, но его подход более тесно связан с представлениями о биологической адаптации, тогда
как Эриксон акцентирует внимание на социологических ее аспектах. Хартманн разрабатывает
концепцию о врожденных источниках развития Эго, существующих независимо от инстинктивных
влечений в форме «аппаратов первичной автономии» перцепции, мобильности и памяти. Со
временем эти врожденные способности начинают регулироваться психическими процессами и служат
целям адаптации. Хартманн выделяет первичные и вторичные автономные функции, обеспечивающие
относительную независимость Эго от влечений и тем самым служащие адаптивным целям. Он делает
акцент на субъективном опыте, смысле и эмпатических интеракциях.
5. Концепции объектных отношений получают развитие в последние 40 лет и исследуют
взаимоотношения между индивидами. Кляйн (Klein M.) разрабатывает свои представления на основе
игровой терапии с детьми, в которой она является пионером. Ее концепция отличается от классической
психоаналитической теории: в качестве клинического понятия принимается инстинкт смерти;
допускается врожденная амбивалентность; развитие Эго рассматривается как процесс непрерывной
интроекции и проекции объектов, а не как продвижение субъекта через ряд стадий, в которых
используются различные защиты; считается, что источники невроза относятся к первому году жизни, а
не к первым нескольким годам, и заключаются в невозможности перехода через депрессивную
позицию, а не в фиксации на различных стадиях в период детства. В результате депрессивная позиция в
концепции Кляйн играет ту же самую роль, что и комплекс Эдипа в классической теории.
|