Предполагается, что младенец живет в мире гораздо более пылких фантазий, чем это принято считать в
классической теории, и что основной задачей психоанализа является скорее интерпретация
бессознательных фантазий, чем интерпретация защиты против бессознательных импульсов. Таким
образом, анализ Кляйн отличается от классического психоанализа отказом от понятий стадий развития
детской сексуальности и точек фиксации в пользу концепции позиций, а также приписыванием большей
важности первому году жизни, а не детству в целом. В концепции Кляйн установлены две позиции:
параноидно-шизоидная и депрессивная. Понятие позиции имеет родовое сходство с классическим
понятием «стадия развития сексуальности» и отличается от него тем, что является скорее сложным
паттерном фантазии и отношений к объекту, чем привязанностью к одному объекту и одной эрогенной
зоне. Обе позиции встречаются на первом году жизни, т. е. на протяжении оральной стадии в
классической теории. Параноидно-шизоидная позиция предполагает, что индивид борется с
врожденными деструктивными импульсами путем расщепления своего Эго и своих представлений об
объектах как о хороших и плохих и проецирования своих деструктивных импульсов на плохой объект, со
стороны которого чувствует себя преследуемым. Согласно Кляйн, параноидно-шизоидная позиция
представляет собой первую попытку младенца овладеть своим инстинктом смерти и предшествует
депрессивной позиции. Неспособность достичь депрессивной позиции приводит, с точки зрения
Кляйн, не только ко многим шизоидным и параноидным расстройствам, но и к обсессивным
нарушениям, при которых «преследующий плохой объект интроецируется и образует ядро Супер-Эго».
Под депрессивной понимается позиция, которой достигает младенец (или пациент в анализе), когда он
ясно представляет себе, что как его любовь, так и его ненависть направлены на один и тот же объект
мать, когда он четко осознает свою амбивалентность и озабочен тем, чтобы защитить мать от своей
ненависти и возместить тот ущерб, который в его воображении причинила ей его ненависть.
Другим представителем концепций объектных отношений является Фэрбэрн (Fairbairn R. D.). В
своей книге «Пересмотренная психопатология психозов и психоневроз» он описывает психическое
развитие с позиций отношения к объекту и утверждает, что разнообразные психозы и неврозы
отличаются друг от друга не регрессией к различным стадиям развития сексуальности, а степенью
незрелости личности. Во время первой выделенной им стадии стадии младенческой зависимости
младенец объективно всецело зависит от матери (груди), к которой он первоначально имеет
неамбивалентное отношение. Однако неизбежные переживания фрустрации и отказов со стороны
матери приводят к шизоидной позиции, когда Эго младенца расщепляется на три части, две из которых
либидонозное Эго и антилибидонозное Эго. Третья часть младенческого Эго становится
центральным Эго, которое соответствует понятию Эго в классической теории. Либидонозное Эго
соответствует Id, а антилибидонозное Эго, менее точно, Супер-Эго. Фэрбэрн выделяет вторую
стадию развития стадию перехода, или квазинезависимости. Инфантильная зависимость заменяет
эдипов комплекс в качестве центрального фактора психопатологии. Это приводит к концепции
бесконечной регрессии. Фэрбэрн рассматривает прогрессивное развитие более зрелых форм объектных
отношений как освобождение личности от потребности раздвоения и подавления.
Уинникотт (Winnicott D. W.)
последователь Фэрбэрна в замене представлений о влечениях
концепцией инфантильной зависимости. Он предлагает теорию переходного объекта; это физические
предметы игрушки, одеяло и т. д., которые олицетворяются и воспринимаются как комбинации
качеств материнского объекта и собственного развивающегося «Я». Эта концепция имеет отношение к
характеристикам интеракции «матьребенок», в процессе которой ребенок получает физическую и
эмоциональную поддержку,
необходимую для раскрытия его психического потенциала. Говоря об
аспектах развития, Уинникотт также подчеркивает значение «достаточно хорошего материнского
отношения» и «удерживающего окружения». Гантрип (Gantrip H.), последователь Фэрбэрна и
Уинникотта, пытается синтезировать различные концепции объектных отношений: раздвоение и
внутренний мир Кляйн; социальные корни Эго Эриксона; автономные Эго-функции Хартманна;
переменчивость развития Эго Фэрбэрна.
Важную роль в привлечении внимания психоаналитиков к концепции «Я» сыграл Джекобсон
(Jacobson E.). Психоаналитическая теория пренебрегла этим понятием, занимаясь главным образом
влечениями и Эго-механизмами. Основываясь на идеях Хартманна и Эриксона, Джекобсон
формулирует эволюционную динамическую и структурную теорию образования представлений о своем
|