«Я» и объекте.
В концепции фаз взросления Малер (Mahler M. S.) использует прямое наблюдение для
демонстрации того, как у ребенка развивается ощущение своего «Я» и объектов. Она разрабатывает
систему последовательных фаз взросления, в которой интеракции ребенка с матерью ведут к появлению
стойкого чувства собственного «Я», отличающегося от объектов. Главные стадии этого процесса
аутистическая, симбиотическая и отделения (индивидуализации). Последняя фаза, начинающаяся в
конце первого года жизни, подразделяется на «вылупление из яйца», привыкание, установление
гармоничных отношений и объектное постоянство. Особый интерес представляет идея о кризисе
гармоничных отношений, при котором каждый ребенок колеблется между расставанием с матерью и
возвращением к ней. На потребность в независимости накладывается страх потерять мать. Это
объясняет уязвимость ребенка к переменам в отношениях с матерью. Концепция представляется
полезной для понимания развития характера, ощущения собственного «Я» и объектных отношений.
В целом концепции объектных отношений в значительной мере создаются на основе работы с
пациентами, не страдающими неврозами. Акцент делается на факторах раннего детства, когда
неправильное отношение матери приводит к дефектам, искажениям и одновременному игнорированию
интрапсихического конфликта, играющего центральную роль у больных неврозами.
6. Концепция собственного «Я» Когута (Kohut H.) вытекает из аналитической работы со
взрослыми пациентами с нарциссическими нарушениями личности. Он приводит описание двух типов
нарциссических переносов:
зеркально отражающего, с возрождением инфантильной потребности
получать ответную реакцию и быть ценимым, и идеализирующего, с воссозданием потребности в
идеальном объекте для поддержки не полностью сформированного монолитного «Я». Недостаточность
монолитного «Я» обусловливается дефицитом материнской заботы в ранний период жизни,
необходимой для эмпатических интеракций, ведущих к интернализации опыта прошлого и развитию
психологической структуры. Психопатология, возникающая в результате этих ранних деприваций,
объясняется нарциссизмом или ощущением собственного «Я», а не конфликтом вокруг объектных
отношений, как в случае невроза. Отсюда вытекает психотерапевтическое обоснование необходимости
предоставления эмпатического опыта для укрепления структуры психики, что поможет восполнить этот
дефицит. Здесь просматривается некоторое сходство с психотерапевтическими подходами,
пропагандировавшимися Ранком (Rank О.), Александером (Alexander F. G.) и Уинникоттом, согласно
которым предположение о деприваций в раннем периоде жизни диктует необходимость
предоставления эмпатических переживаний с целью исправления дефицитов и искажений личности.
Когут заменяет концепцию Эго на концепцию собственного «Я», которое является сутью
личности и состоит из основополагающих устремлений, талантов, навыков и идеализированных целей.
Эти составные части обладают силой, содержанием и связью друг с другом. Теория сновидений
подверглась модификации и включает непосредственные переживания своего «Я», а не скрытое
выражение бессознательных желаний. Когут обращает внимание на потребности в эмпатии,
способствующей возникновению Я-объектных переносов, которые и создают целостное «Я». В
клиническом плане его технический подход перспективен для пациентов, относящихся к категории
нарциссической личности.
7. Концепция терапии и техник. Бибринг (Bibring E.) выдвигает представление о генезе и
динамике депрессии, альтернативное формулировке Фрейда. Фрейд делает акцент на механизме
интроекции амбивалентно любимого объекта при направленности враждебности против Эго, а Бибринг
на потере самоуважения, обусловленной неудачами и истощением Эго.
Другим автором, содействующим упорядочению и организации существующих аналитических
принципов и приемов, является Фенихель (Fenichel О.), написавший книгу «Проблемы
психоаналитической техники».
Значительная фигура в этой области Александер, разрабатывающий концепцию
коррективного эмоционального опыта, альтернативную направлениям, акцентирующим внимание на
интерпретации и инсайте.
Он считает, что последние игнорируют важность аффективного опыта, и
отстаивает мнение, что психоаналитик должен создать такие терапевтические взаимоотношения с
пациентом, которые способны нейтрализовать некоторые главные патологические отношения в детстве.
Это поможет больному преодолеть отрицательные последствия детского опыта, сформировавшего в его
|