личности патологический стиль отношений.
Заканчивая анализ концепций Н., следует подчеркнуть, что изменились цели и характер
проведения психоаналитической психотерапии.
В настоящее время целью психоанализа является
широкомасштабное изменение структуры характера, что вызывает необходимость продления срока
психотерапии, который сейчас составляет обычно от 3 до 6 лет. Стереотип холодного, молчаливого
психотерапевта неприменим к современному психоаналитику, считающему, что его пациент является
партнером в выполнении трудной задачи, требующей сотрудничества и взаимного уважения. Обе
стороны понимают, что аналитическому поиску аналогичных, аффективно незрелых производных
конфликта наиболее способствует рабочий альянс, т. е. относительно неневротические, рациональные
взаимоотношения между пациентом и психоаналитиком.
Наблюдается тенденция к расширению сферы анализа, распространившегося и на патологические
синдромы, которые первоначально считались неподходящими для него. Классическая техника по-
прежнему больше всего годится для лечения неврозов, а психоанализ распространяется на все аспекты
личности, на взаимодействие с реальностью и на все типы психопатологии.
См. также Психоаналитическая психотерапия объектных отношений по Кернбергу.
НЕОПСИХОАНАЛИЗ ЩУЛЬЦА-ХЕНКЕ. Немецкий психиатр и психоаналитик Шульц-Хенке
(Schultz-Hencke H., 1892-1953) один из виднейших представителей так называемого неопсихоанализа.
Выпускник Берлинского психоаналитического института. С 1936 г. работал в организованном
нацистами, единственном тогда в Германии институте психологических исследований и психотерапии
под руководством М. Геринга (Goring M.), родственника рейхсмаршала. Отказался вступать в НСДАП,
что по тем временам было неслыханным поступком. В 1940 г. опубликовал свой главный труд «Der
gehemmte Mensch» («Скованный человек»), который обозначил как «учебник неопсихоанализа». В
послевоенные годы основал в Берлине Центральный институт психогенных заболеваний, который стал
первым в Германии психиатрическим учреждением, в котором расходы по лечению покрывались
медицинским страхованием. Вследствие обвинений в сотрудничестве с нацистским режимом не был
принят в Международную психоаналитическую ассоциацию и основал свое собственное
психоаналитическое общество, пользующееся в Германии до сих пор значительным влиянием.
Основные труды: «Учебник анализа сновидений» (1949), «Учебник аналитической психотерапии»
(1951), «Проблема шизофрении» (1952).
Хотя Шульц-Хенке утверждал, что его концепция представляет собой сплав идей Фрейда (Freud
S.), Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung С. G.), она является в достаточной степени оригинальной. Как и все
неопсихоаналитики, он отказался от теории либидо. Фрейд называл либидо «мифической силой», а
Шульц-Хенке полагал, что научная теория не должна основываться на мифах. Он считал, что понятие
сексуальности не следует распространять за пределами того, что под этим имеется в виду в обычном
словарном обиходе, и отрицал сексуальную природу двух других важнейших выделяемых им
побуждений агрессивности и стремления к обладанию.
Шульц-Хенке предложил несколько отличную от принятой в классическом психоанализе схему
этапов формирования личности. Самый ранний этап, обозначаемый у Фрейда как «полиморфно-
перверсный», он по существу десексуализировал, понимая его как «переживание интенциональных
побуждений», т. е. просто как недифференцированное обращение к окружающему миру. Следующий,
оральный этап классического психоанализа, характеризуемый побуждением поглотить,
интернализовать, Шульц-Хенке понимает несколько шире, чем просто оральный рефлекс грудного
ребенка. Он называет его «орально-каптативным желанием иметь», т. е. схватить какой-то элемент
внешнего мира. Анальная фаза развития, по Фрейду, определяется конфликтами ребенка с
воспитателями в связи с контролем дефекации. Шульц-Хенке считает этот конфликт лишь частным
примером, на котором видно проявление побуждения ребенка сохранять то, что он имеет, и
формирование его способности отстаивать реализацию этого побуждения в дальнейшей жизни. Когда
подрастающий ребенок ломает игрушки, для классического психоанализа это проявление инстинкта
врожденной агрессивности. Шульц-Хенке видит в этом двигательный подход к внешнему миру, одно из
проявлений побуждения к ознакомлению с ним. Игрушка, с его точки зрения, ломается не в результате
врожденной склонности ребенка к разрушению, а вследствие несовершенства его моторики или
неполного понимания. Ригидное воспрепятствование такому поведению ребенка чревато в
|