последующем формированием сниженной самооценки или вторичной склонности к деструктивной
агрессии.
В уретральной эротике классического психоанализа Шульц-Хенке, отдаваясь полету фантазии,
видит начальные проявления побуждения к честолюбию и самоотдаче. Эдиповский или генитальный,
по Фрейду, этап развития Шульц-Хенке считает сексуальной фазой реализации побуждения к нежности,
отрицая значение эдипова комплекса. В то время как Фрейд считал нежность вторичным, подавляемым
проявлением сексуальности, Шульц-Хенке указывал на то, что нежность проявляется раньше
сексуальности и поэтому должна рассматриваться как перекрывающий феномен. В ходе развития
побуждения к нежности внутри него формируются эротические мотивы, в которых уже возникают
собственно сексуальные побуждения. Нарушения в этой цепи развития, а не эдиповский конфликт
вызывают, по мнению Шульца-Хенке, сексуальные и характерологические расстройства.
Базисная структура побуждений, которые Шульц-Хенке никогда не называет инстинктами,
складывается из трех основных групп: побуждение к обладанию (интенциональное, орально-
каптативное, анально-ретентивное), побуждение к собственной значимости, признанию (анально-
агрессивное, моторно-агрессивное, уретральное) и побуждение к любви (нежное, эротическое,
сексуальное). В основе всех форм психопатологии автор видит недоразвитие, гипертрофию или
качественное искажение каких-то побуждений, возникающих вследствие недостаточного учета
конституциональных особенностей ребенка, дефектов идеологии воспитания и структуры личности
родителей. Типичной для невротика Шульц-Хенке считал так называемую «триаду скованности»:
деформация побуждений, невозможность реализовать продуктивное поведение и завышение
притязаний. Блокада гармоничного развития личности искаженными побуждениями занимает в
концепции Шульца-Хенке столь важное место, что он хотел какое-то время переименовать психоанализ
в «десмолиз», имея в виду снятие оков («десмос»), затрудняющих личностное функционирование. В
конце концов он остановился на термине «неопсихоанализ», справедливо считая, что он будет более
понятным и принятым.
Шульц-Хенке считал нарушения побуждений лишь предпосылкой для возникновения неврозов и
расстройств личности. Для манифестации патологии необходима еще ситуация социального стресса. В
своих работах он детально связывает определенные конфигурации нарушенных потребностей с
особенностями стрессовых ситуаций и типичными кризисными этапами жизни, на которые приходятся
эти ситуации (пубертат, первый сексуальный опыт, профессиональное становление и т. п.), давая
конкретные ориентиры для психотерапевтического процесса. В этих работах можно встретить
прекрасные и во многом оригинальные описания характерологических типов, а также сложный
механизм формирования отдельных черт характера. Так, например, алчность, с его точки зрения, может
являться компенсацией блокированного побуждения к любви, а расточительство скрытой местью за
блокаду конструктивной агрессии.
Шульц-Хенке внес существенный вклад в развитие психоаналитической психосоматики, одним
из первых указав на то, что психосоматические заболевания могут формироваться принципиально
иначе, чем симптомы конверсионной истерии, связанные с психотравмирующими ситуациями в жизни
больного. Он связывал нарушения конкретных побуждений с определенными группами органов,
функционирование которых может патологически измениться вследствие этих нарушений.
В своей лечебной практике Шульц-Хенке был ближе всего к технике Фрейда с поправкой на
теоретические расхождения между ними. К школе Адлера он относился скептически, считая, что
основной целью психотерапии здесь является не освобождение больного от психодинамически
обусловленных оков, а укрепление социальной морали, облегчающей приспособление к человеческому
сообществу. К терапии по Юнгу он относился еще более скептически, считая, что она предоставляет
лишь иллюзорную компенсацию социальной изоляции путем бегства в элитарную глубинную
психологию для узкого круга посвященных.
Труды Шульца-Хенке оказали в целом не слишком большое влияние на развитие психоанализа.
Некоторые из его идей (как, например, отрицание пансексуализма Фрейда, врожденного инстинкта
агрессии и роли эдипова комплекса) совпали с теми, которые независимо от него появились и
укоренились в основном русле теории психоанализа. Но большинство из начертанных им схем так и
осталось на бумаге. Оценивая его вклад в науку, следует учесть, что большую часть жизни ему пришлось
|