Navigation bar
  Print document Start Previous page
 329 of 825 
Next page End  

работать в нацистской Германии, в изоляции от коллег. Трудно сказать, как формировались бы его идеи
при наличии своевременного доступа к трудам своих современников.
НЕОФРЕЙДИЗМ (постфрейдизм). Использование психоаналитической теории и фрейдизма в
различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике,
художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультурных факторов в
этиологии невроза.
Психоанализ Фрейда (Freud S.) оказал большое влияние на развитие современной философии.
Психоаналитический подход к исследованию внутреннего мира человека использован в
экзистенциальной философии. Свой метод феноменологического анализа человеческой деятельности,
выявления смысла, мотивов поведения индивида Сартр (Sartre J.-P.) назвал экзистенциальным
психоанализом. По мнению другого экзистенциалиста — Тиллиха (Tillich P.), «Фрейд является
подлинным экзистенциалистом в смысле всех экзистенциальных описании человека, находящегося в
критической ситуации».
Существенно влияние Фрейда на структуралистское движение, которое использовало
психоаналитическую теорию для раскрытия процессов структурализации мышления, языка,
исторических, экономических и этнологических аспектов цивилизации. Основатель французской школы
структурализма Лакан (Lacan J.) (см. Структурализм Лакана)
рассматривал бессознательное как
феномен языка, тесно связанный с культурной жизнью человечества. Он использовал идеи Фрейда для
лингвистического анализа художественных произведений и психоаналитической интерпретации их
содержания.
В персоналистской философии, акцентирующей внимание на духовном мире личности,
внутрипсихических конфликтах, творческой субъективности, нашли отражение представления Фрейда о
конфликте между цивилизацией и существованием человека, концепция Адлера (Adler А.) о творческой
субъективности личности, идея Юнга (Jung С. G.) о «персоне» как особой духовной инстанции
личности. Идеи Н. стали активно проникать в социологию с конца 1940-х гг. Структурно-
функциональный анализ, изучающий механизмы и структуры, обеспечивающие устойчивость
общественной системы, и признающий обусловленность поведения человека и социальной
организации нормативными предписаниями и ценностями, позаимствовал из психоанализа идеи для
интерпретации социальных норм и запретов в детском возрасте.
В культурной антропологии психоанализ лег в основу концепции личности, понимающей
процесс ее социализации как взаимодействие потребностей, импульсов, аффектов индивида с влиянием
внешнего социального нормирования. Культурная антропология, изучающая культурную основу
природы человека, культурные характеристики его поведения, использует психоанализ для понимания
групповой психологии и национального характера. Культура рассматривается как инструмент адаптации
к среде и воздействия на нее, условие познания и самоактуализации.
В культурной антропологии
широко применяется понятие социального символа как выражение рационально неосознаваемого, но
чрезвычайно важного события.
Основоположник символического интеракционизма Мид (Mead G. H.) полагал, что общество и
индивид утверждаются в процессе межиндивидуальных взаимодействий, и сосредоточил свое
внимание на анализе их символических аспектов. В изучении структуры и динамики развития
личности, микроструктуры социальных взаимодействий, проблем социализации и социального
контроля символический интеракционизм опирается на психоаналитическую теорию.
Леворадикальная социология, являющаяся преемницей франкфуртской школы (Marcuse G., Fromm
E., и др.), рассматривает социальный мир с точки зрения возможности, желательности его радикального
изменения. Основной темой исследований являются анализ доминирования авторитарной личности с
ее антидемократическими методами руководства и попытки с помощью социологических исследований
постичь соответствующую человеческую реальность. Отрицание традиционной науки связано с тем, что
она рассматривается как инструмент эксплуатации и угнетения, воплощение буржуазной идеологии. По
мнению Маркузе, культура носит репрессивный характер, устранение которого ведет к высвобождению
эротических влечений человека и уничтожению социальных норм и запретов. В качестве средства
революционного преобразования общества он предлагал насильственные методы борьбы. Эти идеи
оказали влияние на формирование философии «новых левых». Концепция Маркузе легла в основу
Hosted by uCoz