Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 825 
Next page End  

антипсихиатрии, рассматривающей государственную систему здравоохранения, в частности
психиатрию, как механизм насилия, подавления личности, а болезнь — как вид протеста против
семейных и социальных норм.
К Н. обычно относят различные концепции фрейдомарксизма, одним из видных представителей
которого является Райх (Reich W.), считавший, что капиталистическое общество подавляет человеческую
сексуальность и это становится причиной невротизации общества. Оздоровление цивилизации
возможно в ходе сексуальной революции, элиминирующей сексуальное угнетение, что приведет к
искоренению неврозов. По аналогии с политической экономией К. Маркса Райх назвал свою
концепцию сексуально-экономической (см. Характерологический анализ Райха).
Психоаналитическая теория Фрейда продолжает оказывать влияние на мировую литературу,
кинематографию, искусство. Заметно влияние концепции Юнга об архетипах — характерных
национально-культурных символах, используемых для психоаналитической интерпретации
произведений изобразительного искусства.
См. также Психоанализ и литература, Психоанализ и политика.
НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ. Под этим термином понимается процесс выполнения
индивидом ряда упражнений, которые могут снизить нервную активность (нервно-) и сократительное
напряжение поперечно-полосатой скелетной мускулатуры (мышечная). Этот процесс обычно включает
изотонические и/или изометрические сокращения мышц, выполняемые пациентом согласно исходным
инструкциям психотерапевта. Наиболее известным из методов Н.-м. р. является прогрессирующая
мышечная релаксация Джекобсона.
_О_
ОБМЕН РОЛЯМИ. Одна из основных техник психодрамы, а также один из самых популярных
методов, используемых как в клинике, так и в обучении, в тренинге межличностного общения и т. д.
Техника О. р. заключается в том, что на короткое время два человека меняются местами, так что
А становится Б, а Б становится А. Протагонист временно становится вспомогательным лицом, а
последний играет роль протагониста. При этом они меняются местами физически, перенимая позу,
манеры, состояние другого; вспомогательное лицо в роли протагониста повторяет также последние
слова протагониста.
Любой О. р. означает также и отражение, но протагонист здесь не просто смотрит на себя со
стороны, а кроме того играет и старается прочувствовать роль своего визави. Протагонист,
проявляющий сопротивление,
играя самого себя, может сопротивляться в меньшей степени, если ему
позволить играть роль кого-то другого. В сравнении с техникой «пустого стула» О. р. позволяет ввести
столь важную в смысле человеческого существования обратную связь.
Во время фазы действия и одной сцены такой обмен может происходить несколько раз. Требуется
некоторое время, чтобы войти в роль другого человека и освоиться в ней. Поэтому пребывание в чужой
роли не должно быть слишком коротким (за исключением случаев, когда необходимо получить
информацию).
Согласно Морено (Moreno J. L.), техника О. р. соответствует стадии познания «Ты» в развитии
детей. Ребенок вживается в роль того, чью роль он играет, и пытается взглянуть на себя со стороны.
Появление речевой коммуникации подразумевает воображаемый О. р., так как речь, в отличие от
жестов, воспринимается собеседниками одинаково. Для многих О. р. — знакомое явление: люди часто
задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, говорят «На твоем месте я бы...», «Войди
в мое положение».
О. р. позволяет взрослому человеку, прошедшему стадию дифференциации между «Я» и
объектом, вернуться в область целостного и реального переживания, не подвергая при этом угрозе
результат речевого развития — осознанность.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Специфический фактор групповой психотерапии.
В процессе групповой
психотерапии О. с. предоставляет пациенту информацию о том, как его воспринимают другие
участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его
Hosted by uCoz