поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою
роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять
собственные проблемы. Феномен О. с. проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет
возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. В качестве
О. с. выступает любая информация, которую человек получает от реципиента своего поведения. О. с.
может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной (фотографии,
магнито- и видеозаписи и пр.) или личностной (вербальной и невербальной, оценочной или не
содержащей оценки, эмоционально окрашенной и эмоционально нейтральной, описательной и
содержащей интерпретацию, ролевой и идентификационной и пр.). О. с. в психотерапии способствует
реализации ведущего механизма ее лечебного действия
конфронтации,
однако как источник
информации отличается от интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной,
искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. О. с. «правильна» уже сама по себе:
она является информацией о том, как реагируют на поведение пациента другие участники
психотерапевтического процесса. Вопрос о том, может ли О. с. содержать элементы интерпретации,
однозначного ответа не находит. О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако
здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии О. с. более многопланова,
поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым.
Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто О. с. информацию о том, как он
воспринимается другим человеком, но дифференцированную О. с., О. с. от всех участников группы,
которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать.
Таким образом, пациент видит себя в разных зеркалах, отражающих различные стороны его личности.
Дифференцированная О. с. не только дает разноплановую информацию для совершенствования
самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого
пациента на информацию, содержащуюся в О. с., также представляет интерес как для других участников
группы (являясь обратной связью второго порядка, т. е. обратной связью на обратную связь), так и для
самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на
рассогласование образа «Я» с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания О. с. в
процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и
способствует формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о себе и
самопонимания в целом. Кратохвил (Kratochvil S., 1978) выделяет в самосознании, или образе «Я», 4
области: открытую (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие), неизвестную (то, что человек
не знает о себе и не знают другие), скрытую (то, что человек знает о себе, но не знают другие), слепую
(то, что человек не знает о себе, но знают другие). О. с. несет информацию, позволяющую пациенту
уменьшить слепую область самосознания. Для создания в психотерапевтической группе эффективной
системы О. с. необходима определенная атмосфера, характеризующаяся прежде всего взаимным
принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной
заинтересованностью, а также наличием мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и
явления «размораживания», при котором участники группы готовы и могут отказаться от привычных,
сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и
несовершенство. О. с. в группе более эффективна, если она не отсрочена, т. е. если предоставляется
пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда
ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие психологические
защитные механизмы. Эффективная О. с., по мнению ряда авторов, является в большей степени
описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем
интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная О. с., т. е. О. с.,
поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более
достоверной и может оказать на него большее влияние. Иногда в тренинговых группах формируются
определенные правила предоставления и принятия О. с. (например: «Говори о своих чувствах, но не
оценивай», «Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому» и др.). Хотя в
психотерапевтических группах такие правила жестко не формулируются, однако психотерапевт
стремится к развитию в группе наиболее эффективных форм О. с. в рамках той или иной теоретической
ориентации (см. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии).
|