Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 825 
Next page End  

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ. С развитием организационных основ
психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов
и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей
является создание и реализация последовательной системы, преемственных и взаимосвязанных
учебных программ, позволяющих осуществлять додипломную, послевузовскую и последипломную
подготовку врачей-психотерапевтов, клинических (медицинских) психологов и других специалистов,
принимающих участие в психотерапии. Программы непрерывного обучения и примерные тематические
учебные планы подготовки по специальности «психотерапия» представлены в Приложении 14 к
приказу Минздрава России от 30 октября 1995 г. ¹ 294 «О психиатрической и психотерапевтической
помощи».
В период додипломной подготовки студенты младших курсов проходят обучение по общей,
социальной и клинической (медицинской) психологии, психиатрии. Это формирует базу для
последующей подготовки по психотерапии. Студенты старших курсов (5 курс) на цикле «Основы
психотерапии» получают представления о современной психотерапии, ее ведущих направлениях,
осваивают коммуникативную сторону лечебного процесса, знакомятся с принципами оказания
психотерапевтической помощи.
Послевузовская подготовка осуществляется в интернатуре по специальности «психиатрия».
Дальнейшая последипломная подготовка по психотерапии проводится в виде участия в циклах
специализации, а затем и тематических циклах в учреждениях последипломного образования. Высшей
формой подготовки высококвалифицированных специалистов в области психотерапии являются
клиническая ординатура и аспирантура. Для получения сертификата врача-психотерапевта необходимо
выполнение определенных требований, изложенных в образовательном стандарте по психотерапии
(обязательный минимум), которые предполагают не только наличие определенного психиатрического и
психотерапевтического стажа работы, но и обучение продолжительностью не менее 700 учебных часов.
Актуальными в настоящее время являются: повышение знаний в области психотерапии всех
врачей; тематическое усовершенствование врачей — представителей ряда специальностей, где
психотерапия может играть существенную роль в комплексном лечении больных; профильное обучение
врачей, для которых психотерапия становится основной специальностью.
Многие организаторы здравоохранения считают важнейшей задачей развития здравоохранения
безотлагательное повышение уровня подготовки врачей общей практики в области психотерапии. При
перечислении основных предпосылок к обучению основам психотерапии всех врачей на первое место
обычно ставят наличие достаточно четких теоретических представлений о клинике и природе неврозов
и других пограничных психических расстройств, надежность диагностических и терапевтических
методов в области пограничных состояний и психотерапии, которыми мог бы овладеть врач и которые
он смог бы применить в пределах возможных для него затрат времени. Подчеркивается также
необходимость интереса, установки на овладение методами психотерапии у широкого круга врачей, и
при этом признается, что профессионализм в данной области знаний требует изменения взгляда врача
на пациентов, страдающих психогенными заболеваниями, а также на методы их лечения. Без
достаточной численности хорошо подготовленных специалистов-психотерапевтов-преподавателей не
может быть осуществлено качественное повышение знаний в области психотерапии основной массы
врачей.
Повышение знаний широкого круга врачей в области психотерапии позволит не только
приблизиться к решению наиболее актуальных лечебно-профилактических задач современного
здравоохранения (с учетом числа таких больных и в целом верного замечания Гауснера (Hausner M.,
1983) о том, что «толщина амбулаторной карты отражает величину эмоционального стресса у
пациента»), но обеспечит своевременную диагностику неврозов и близких к ним пограничных
психических расстройств. Оперативное направление больных к врачу-психотерапевту, лечение
неосложненных форм психогенных расстройств — все это требует от каждого врача владения
некоторыми методиками с широким спектром действия: методы релаксации,
приемы поведенческой,
когнитивной, позитивной психотерапии и, возможно, гипноза.
Кафедры психотерапии в большой степени могут способствовать решению еще одной задачи —
тематическому усовершенствованию врачей различных специальностей. Не изменяя своей профессии,
Hosted by uCoz