они получают знания в области психотерапии, ее теории и методологии для последующего ее
использования в комплексном лечении пациентов применительно к своей специальности. Такая
система подготовки сохраняет за врачами их клиническую профилизацию и при овладении
психотерапевтическими методами обеспечивает квалифицированное их применение в своей области.
Что касается последипломной подготовки врачей-психотерапевтов, то основой ее является 3-4-
месячная специализация и общее усовершенствование на кафедрах психотерапии. Программа такой
подготовки включает освоение теоретико-методологических, клинических, нейрофизиологических и
психологических основ психотерапии, овладение психотерапевтическими методами и навыками их
использования в практической работе с больными. Основными принятыми формами обучения на
факультетах последипломного усовершенствования врачей являются лекции, практические занятия,
семинары, научно-практические конференции. При подготовке психотерапевтов обязательными
формами обучения являются также профессионально- и личностно-ориентированные тренинги.
Клинический и личностный подходы пронизывают все формы преподавания психотерапии на
кафедрах. Профильную специализацию получают в основном психиатры. Однако, поскольку в реальных
условиях на обучение направляются также врачи других специальностей (неврологи, интернисты,
дерматологи и др.), в программе значительное место занимает психиатрия (общая психопатология и
основные формы психических заболеваний). Для многих врачей это дополнительная возможность
возвращения к предмету психиатрии в своем последипломном образовании. Непрекращающиеся
дискуссии о том, из какой базисной специальности должен «вырастать» психотерапевт, с позиций
клинического реализма носят беспочвенный характер. На данном этапе формирования психотерапии как
самостоятельной специальности ее фундаментом являются знания по психиатрии, особенно в той ее
области, которую принято обозначать «малой психиатрией», где от врача-психотерапевта требуется еще
более тонкое владение психопатологическим анализом, чем в области «большой» психиатрии, учитывая
общий патоморфоз психических заболеваний, увеличение числа стертых форм эндогенной психической
патологии с их сложной дифференциальной диагностикой и повышенной в связи с этим суицидальной
опасностью.
В последние десятилетия все больше внимания обращается на необходимость расширения
методов обучения психотерапии, необходимость использования таких форм подготовки и повышения
квалификации, в которых акцент был бы сделан на развитие чувствительности психотерапевта к
явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с пациентом, на развитие умения
использовать обратную связь с пациентом, увеличение гибкости и эффективности общения, осознание
влияния собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с пациентом
в ходе лечения. В разной степени этим целям соответствуют формы обучения в тренинговых
психотерапевтических группах.
Тренинговые психотерапевтические группы можно подразделять на
следующие виды: методические тренинговые группы,
ориентированные на обучение методам
психотерапии; тренинговые группы, ориентированные на групповую динамику;
тренинговые группы,
ориентированные на личностное развитие.
Методические тренинговые группы имеют своей целью и задачами овладение отдельными
методами и приемами психотерапии. Кроме основных задач можно также отметить развитие у
психотерапевта психологических знаний, формирование представлений о психотерапевтическом и
диагностическом потенциале отдельных методик и возможностях их использования при работе с
различными контингентами больных. Оптимальная численность методических тренинговых групп
10-15 человек, общая продолжительность работы зависит от конкретного метода.
Цели и задачи тренинговых групп, ориентированных на групповую динамику (динамические
тренинговые группы), заключаются в ознакомлении участников с групповой динамикой на собственном
опыте, повышении чувствительности к групповым процессам, развитии навыков распознавания и
анализа групповых феноменов и использовании групповой динамики в психотерапевтических целях.
Оптимальная численность динамических тренинговых групп 10-12 человек. В такие группы могут
включаться специалисты разного уровня подготовки. Продолжительность занятий в группах не менее
24 часов, оптимальная продолжительность 40 часов.
Тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие (личностные тренинговые
группы), имеют различные названия: лабораторный тренинг, тренинг сенситивности,
группы
|