развития личности, группы личностного роста и т. д. Личностное развитие, личностный рост,
основанный на самопознании, являются непременным условием профессионального
совершенствования психотерапевта. Основной задачей групп личностного роста является развитие
самопознания познание самого себя, становление адекватной самооценки, отношение к себе и
развитие саморегуляции. Оптимальная численность групп личностного тренинга 10-12 человек.
Продолжительность занятий не менее 30 часов (оптимально 60 часов). Опыт показывает, что
наиболее эффективной формой организации работы является марафон (несколько дней подряд по 8-10
часов).
Как эффективная форма подготовки психотерапевтов получают значительное распространение
балинтовские группы.
Занятия проводятся в малых группах (до 12 человек). Каждый должен принять
участие не менее чем в 30 занятиях, во время которых обсуждаются трудные проблемы, реально
возникающие у психотерапевтов в процессе проводимой ими индивидуальной и групповой
психотерапии.
Каждый участник на занятиях представляет несколько подобных ситуаций из своей
практики. Возникающие проблемы обсуждаются группой (различные способы понимания ситуации,
анализ поведения психотерапевта в его взаимоотношениях с больным и др.).
Важнейшим элементом подготовки в области психотерапии является супервизия
надежный
способ повышения компетенции в области психотерапии. В зависимости от этапа обучения или
предпочтений преподавателя и врача могут использоваться различные соотношения таких технических
подходов, как дидактический или когнитивный, поведенческий, гуманистический, динамический.
Дидактический подход позволяет заполнить пробел в знаниях и опыте врача при их прямой передаче
или с помощью активного совместного обсуждения проблем. Супервизируемый получает рекомендации
и указания по проведению клинической работы, диагностике личности, определению и выбору
психотерапевтических «мишеней» и методов. В центре такой ориентации на обучение главным
объектом анализа становится пациент. Это обычная учебная ситуация, однако преобладание такого
подхода к супервизии может сопровождаться недостаточным развитием инициативы и
самостоятельности врача. Поведенческий подход позволяет обучающемуся перенимать конструктивные
способы мышления и поведения преподавателя, который на основе моделирования и положительного
подкрепления ускоряет освоение врачом нового опыта. Однако при этом подходе супервизор занимает
лидирующую, директивную позицию, что ограничивает развитие индивидуального
психотерапевтического стиля врача. Динамический подход наполнен обсуждением с супервизором
незамеченных обучающимся и обнаруженных супервизором мешающих психотерапии установок,
эмоциональных реакций, стереотипов поведения как пациента, так и врача. Речь идет лишь о
выявлении у обучающегося «слепых пятен», а не об анализе и интерпретации его неосознаваемых
эмоциональных и защитных реакций. Некоторые врачи периодически высказывают потребность в
обсуждении своих личных проблем и анализе их происхождения. Однако при данном типе обучения
супервизия понимается прежде всего как обучающая, педагогическая, а не как психотерапевтическая
консультация. Необходимым элементом является также гуманистический подход, позволяющий
супервизору создать доверительную атмосферу отношений с обучающимся, учебный союз по типу
сотрудничества, совместного исследования психотерапевтического процесса с использованием при
необходимости эмоциональной поддержки и эмпатической проработки переживаний врача. В ряде
случаев полезным оказывается использование аудиовидеозаписи, анализ которой позволяет прояснить
некоторые стороны психотерапевтического процесса. Важной формой супервизии, особенно на
начальном этапе обучения, является групповая супервизия. Супервизия в ходе психотерапевтической
подготовки врачей осуществляется в три этапа, и в соответствии с образовательным стандартом (приказ
Минздрава России от 30 октября 1995 г. ¹ 294) ей отводится не менее 50 часов. На первом этапе (не
менее 12 часов) занятия проходят в балинтовских группах. На втором этапе (не менее 12 часов)
проводится индивидуальная форма консультаций, в ходе которых супервизор активен, прибегает иногда
к встречам с пациентом для уточнения и прояснения клинической или психотерапевтической ситуации,
осуществляет корректирующий консультативный диалог с врачом. На третьем, «продвинутом» этапе (не
менее 26 часов) супервизор предоставляет инициативу в обсуждении процесса психотерапии врачу,
способствует развитию у него творческого подхода к терапии, поддерживает более свободное
поведение в диалоге с супервизором, материалом для обсуждения и анализа являются записи врача о
|