защит, создающих трудности для социальной адаптации человека, отрицательно коррелирует с
пониманием наркомании как болезни. Этот факт свидетельствует о формальном признании больными
наркоманией своего заболевания. Сформировавшаяся система психологических защит искажает
объективную информацию о наркотиках. Критичность больных наркоманией к своему заболеванию
резко снижается при обострении патологического влечения к привычному психоактивному веществу.
Даже теоретически трудно представить, что полное осознание болезни при наркомании
достижимо. Клиническая практика свидетельствует, что демонстрация критики больными наркоманией
к своему заболеванию и их абстинентные установки при первичном обращении в медицинское
учреждение быстро сменяются на противоположные. На формирование анозогнозии наркологических
больных значительное влияние оказывает терпимость современного общества к легализированным
наркотикам (никотин, алкоголь), попытки легализации производства и продажи каннабиса в некоторых
странах, а также престижность принадлежности к «наркоманической субкультуре» творческих,
элитарных и криминальных слоев молодежи.
Опыт психотерапевтических групп,
программ АА и НА, групп само- и взаимопомощи
наркологических больных, где имеется наибольшая эффективность в устранении наркотической
зависимости, подтверждает трудности преодоления анозогнозии больных.
АНОНИМНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО ПО ЛИБИХУ.
Приемы, используемые при психотерапии в группе больных (Либих С. С., 1974), позволяющие
окольным путем достигнуть осознания пациентом связи между невротической симптоматикой и
собственными проблемами, понимания значения неконструктивных способов своего поведения в
возникновении этих проблем и в их поддержании. Осознание обычно ограничивается когнитивным
уровнем.
Анонимное обсуждение включает разбор врачом в группе больных истории болезни
выписавшегося пациента, при этом внимание фокусируется на том, что является общим у этого больного
с данной группой или значительной ее частью.
Анонимное обсуждение может быть использовано в виде методики «психотерапевтического
зеркала» (термин предложен С. С. Либихом в 1967 г.). Врач, обсуждая историю болезни, основное
внимание обращает на факты, которые имеют отношение к конкретному члену группы. К анализу
привлекаются другие ее участники. Анонимно обсуждаемый пациент получает при этом представление
о мнении участников группы о себе, видении его проблемы, своей роли в ее возникновении и
поддержании, а также информацию о конструктивных способах ее разрешения.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Общее название ряда направлений в
современной психотерапии, объединенных ориентацией на философские концепции личности (в
основном экзистенциальные и феноменологические) и объясняющих на их основе сущность
психического здоровья и болезни, а также намечающих пути и методы психотерапии.
В зависимости от того, на какую именно философскую концепцию личности ориентируется
конкретное, относящееся к антропологическому направлению психотерапевтическое учение, выделяется
три основных вида антропологической психотерапии: дазайнанализ (ориентирующийся на философию
Хайдеггера (Heidegger M.), Гуссерля (Husserl E.), гуманистическая психотерапия (Фромм (Fromm E.), Янов
(Janov А.), Маслоу (Maslow A. H.), Перлс (Perls F.S.), Роджерс (Rogers С. R.) и др.) и экзистенциальный
анализ (логотерапия Франкла).
АРГУМЕНТАТИВНЫЙ ДИСКУРС В ПСИХОТЕРАПИИ. Понятие, используемое в
дескриптивной лингвистике и нормативной логике, опирающееся на прагмалингвистическую теорию
Остина (Austin J. L, 1962) и Серля (Searle J. R., 1968). Аргументативный дискурс в риторическом и
диалектическом аспектах связан с проблемами убеждения.
Аргументативный дискурс рассматривается как критическое средство убеждения, что открывает
возможности последовательного преодоления сомнений при разрешении конфликтов.
В психотерапии, чтобы получить представление о тех аспектах аргументативного дискурса,
которые являются решающими для разрешения нарождающегося или описанного пациентом конфликта,
например с родственниками (близкими людьми), возникшего из-за различия во мнениях, можно
обратиться к следующей процедуре: 1) выделить основные моменты проблемной (конфликтогенной)
ситуации для обсуждения с пациентом; 2) распознать позиции, которых придерживается пациент и
|