в) эмоционально-стрессовый характер лечебного процесса, во время которого небезболезненное
обнажение и максимальная экспрессивность психотравмирующих конфликтов перекрываются
событиями, насыщающими жизнь пациента ощущением праздника, подвига, творческого горения;
г) равноправие и партнерство всех участников группы независимо от возраста,
трансформирующие группу в единый, гуманистически направленный коллектив;
д) постоянная обратная связь котерапевтов и членов группы в форме дискуссий, диалогов и
ежедневных письменных отчетов;
е) сочетание группового характера лечебного процесса с индивидуализацией его задач в
соответствии с клинической, социально-психологической и педагогической диагностикой каждого
пациента-клиента;
ж) единство вербальных и невербальных форм экспрессии и взаимодействия;
з) взаимопроникновение лечебных, воспитательных, обучающих и рефлексивно-аналитических
приемов психотерапии и психокоррекции, направленных как на патогенетические механизмы
нарушений (включая их психогенные, энцефалопатические и дизонтогенетические звенья), так и на
отдельные симптомы личностной аномалии;
и) сочетание интимно-эмпатических, директивно-манипулятивных, недериктивно-
демократических и возвышающе-вдохновляющих форм поведения котерапевтов;
к) активное самопознание через познание других с целью коррекции самооценки и оптимизации
процесса саморегуляции;
л) системный подход к проблемам пациента и его семьи (интрапсихическая динамика клиента
осуществляется в контексте экстрапсихических изменений его микросоциума);
м) достижение инсайта через позитивный регресс и интенсивное освоение функционально-
личностной зоны ближайшего развития (родители, играя с детьми, идентифицируют себя с ними,
оставаясь взрослыми людьми, дети же в ситуации равноправного взаимодействия возвышаются в
направлении взрослости);
и) организация терапевтической сессии в соответствии с традиционными этолого-культурными
обрядами инициации.
При работе с контингентами детских домов в роли «родителей» выступают воспитатели
пациентов, что весьма плодотворно влияет на их последующие взаимоотношения. В работе со
взрослыми вместо родителей в группе участвуют их жены, мужья, невесты, женихи.
Программа методики ИНТЭКС воссоздает в ключевые моменты подготовки и осуществления
сложного обряда инициации (посвящение в новый, более высокий социально-психологический ряд),
существующий в любой традиционной культуре и изобилующий чувственными агрессивно-
героическими испытаниями (смена стереотипов, парциальная изоляция, система табу, тотемическая
имитация, символическая смерть всего плохого и «детского» и второе рождение в зрелом, здоровом,
умудренном качестве, слияние с возвышенным идеальным образом, открывающим перспективы
духовного роста и т. п.). В современной России обряды инициации, ранее существовавшие в институтах
«октябрят», «пионеров», «комсомольцев», военно-спортивных организаций, студенческих строительных
отрядов и пр., частично выродились, частично насильственно отменены. Блокирование же
биологической потребности в инициации проявляется в признаках агрессивно-асоциального поведения
и психических расстройствах, типологически сходных с переживаниями во время инициации. Данная
методика служит альтернативой беспорядочному инстинктивному поиску способа удовлетворения
онтогенетически обусловленной потребности в инициации.
Многолетнее использование методики как в ее клиническом варианте с больными
психиатрического и психосоматического профиля, так и в психологическом (дети со школьной
дезадаптацией, сироты, инвалиды, представители группы риска, а также практически здоровые дети,
подростки и взрослые в критические возрастные периоды) показало эффективность и открытость
данной организационно-методической формы для интеграции самых различных психотерапевтических
и психокоррекционных направлений.
Динамическое наблюдение в процессе семейно-групповых коммуникаций и данные самоотчетов
дополняли критерии выбора преимущественного методологического подхода, рекомендуемого для
поддерживающей и углубленной индивидуальной психотерапии тех пациентов, которые в этом
|