Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 825 
Next page End  

активизация и доразвитие тактильного контакта и невербальной экспрессивности, ситуативно-
личностного и ситуативно делового общения, наглядно-действенного мышления, инстинктивных и
онтогенетических ранних механизмов регуляции поведения и психотехнических приемов
саморегуляции психического тонуса) включает психодинамические процессы не только в плане
катарсического отреагирования тех или иных инфантильных конфликтов, но и восполняет,
гармонизирует ущербный опыт индивидуального и социального функционирования. Подобный процесс
«позитивного регресса» (возвращения к онтогенетически ранним формам психического
функционирования, общения и деятельности, не сопровождающихся как при патологическом и
гипнотическом регрессе утратой способностей, присущих уровню актуального развития) является
необходимым условием исправления дефектов обучения и воспитания, возникших на предыдущих
этапах онтогенеза. Известно, то, что пропущено, не сформировано (а также не отторможено и не
субординировано) в соответствующий сенситивный период развития, то само по себе не
компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует сложных и специальных усилий
(Лебединский В. В., 1985).
В соответствии с концепцией онтогенетически ориентированной (реконструктивно-
кондуктивной) психотерапии нами (Шевченко Ю. С. и др. 1995; Шевченко Ю. С., Добридень В. П.,
1998) разработана практическая методика семейно-групповой лечебно-коррекционной работы,
интегрирующей различные приемы гештальт-терапии,
бихевиорального подхода, суггестии и
аутосуггестии, игровой и коллективной психотерапии, психогимнастики, психодраммы, трансактного
анализа, нейролингвистического программирования,
этологической психиатрии и др. клинико-
психологических направлений, а также оригинальные экстра- и интрапсихические приемы
терапевтического, исправляющего и развивающего воздействия на потребностно-мотивационную,
когнитивно-мнестическую, социально-коммуникативную и деятельностно-волевую сферы пациентов в
трех пространственно-временных измерениях («здесь и теперь», «там и тогда», «вскоре и вблизи»).
Трехмерность онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной) психотерапии,
представляющая собой взаимопроникающее соединение собственно лечебных, коррекционно-
психологических, воспитательных и социализирующих влияний, позволяет пациенту за относительно
короткий период естественного эксперимента прожить жизнь, насыщенную пропущенными ранее или
еще не случившимися событиями, способными укрепить личность, обеспечить ее необходимым опытом
удовлетворения, формирования и субординации потребностей, расширения и гармонизации
социальных связей и взаимоотношений, углубления самосознания и совершенствования способов
психической саморегуляции; подготовить человека к успешному приспособлению к ожидающим его в
ближайшем будущем социально-психологическим и психофизиологическим изменениям условий жизни
и посильному овладению этими условиями; сформировать запас прочности, «психологический корсет»,
в отношении слабых мест его психики, т. е. повысить жизнестойкость.
Разработанная в рамках онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной)
психотерапии методика онтогенетически ориентированной интенсивно-экспрессивной психотерапии и
психокоррекции (ИНТЭКС) представляет собой 9-дневный цикл эмоционально-стрессового
воздействия на группу больных и их родителей с целью ликвидации нервно-психических отклонений, а
также обеспечения их первичной профилактики.
Методика ИНТЭКС проводится с одновозрастной группой пациентов, объединенных по
принципу общности болезненных нарушений (неврозы, заикание, психосоматические расстройства,
трудности поведения и т. п.) либо личностных проблем. Специфика методики (3-5-часовые занятия,
большая численность группы детей и родителей, многообразие психокоррекционных задач, а также
используемых приемов психологического воздействия) обусловливает проведение ее двумя
котерапевтами.
В качестве котерапевтов могут выступать психотерапевт и логопед, психотерапевт и
психолог, специалист по психокоррекции и музыкотерапевт и т. д.
Основными принципами методики ИНТЭКС являются следующие:
а) привлечение к психотерапевтическому процессу всей семьи и обязательное активное участие в
групповых занятиях, как минимум, одного ближайшего родственника;
б) наглядно-чувственная диагностика проблем пациента для него самого и его близких с целью
повышения собственной ответственности за их решение;
Hosted by uCoz