меняется в течение короткого времени, и тем быстрее, чем младше возраст. Оптимальной моделью
психического статуса к моменту окончания психотерапии является не та, которая характеризовала
личность пациента до болезни, а та, которая сформировалась бы к этому времени при сохранении
благоприятных внешних и внутренних условий созревания.
В связи с этим детско-подростковая психотерапия (если она не ограничивается чисто
симптоматическими целями) нуждается в расширении пространственных координат взрослых за счет
присоединения к триаде медицинского, психологического и социального обеспечения лечебно-
коррекционно-реабилитационного процесса четвертого полюса влияния на пациента-клиента, а именно
воспитательного. Последнее предполагает введение и в методологические и в организационные основы
психотерапии детей и подростков существенных общепедагогических и коррекционно-педагогических
(дефектологических) компонентов.
Интенсивный, «не по дням, а по часам», процесс биологического, психологического и
социального созревания ребенка детерминирует и качественно иной взгляд на временные координаты
психотерапевтического процесса. Если взрослая психотерапия во многих случаях может вполне
ограничиться обращением к настоящему (измеряемому десятками лет) социально-психическому статусу
пациента и его прошлому (в котором остались наиболее интенсивные этапы его онтогенеза), за
исключением критических социально-физиологических вех (предстоящий брак, рождение ребенка,
эмиграция, выход на пенсию, климакс и т. д.), то вся работа с ребенком и подростком буквально
пронизана «будущим». И в работе с настоящим, и обращаясь к прошлому пациента, детско-
подростковый психотерапевт все свои лечебные, психокоррекционные, социальные и воспитательно-
образовательные мероприятия и рекомендации соотносит с предстоящими этапами созревания и
развития природно-индивидуальных и социально-психических компонентов личности.
Принципиальной идеей онтогенетически ориентированной психотерапии является
гармонизация личностной структуры пациента, семейных взаимоотношений и решение актуальных
психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов: оживления
онтогенетических ранних (в том числе безречевых) форм общения, саморегуляции, мышления,
деятельности и активное включение их в процесс адаптивной перестройки психики в качестве ранее не
используемых резервов и одновременной стимуляцией освоения личностью пациента и его ближайшим
окружением более зрелых индивидуальных и социально-психических уровней функционирования,
которые находятся в их «зоне ближайшего развития» (по Выготскому Л. С., 1982).
При этом разнообразие теоретических первооснов применяемых воздействий компенсируется
методологическим единством приложения к целям и задачам душевного преобразования,
ориентированного на закономерности формирования психических свойств, функциональных систем и
личности ребенка (Валлон А., 1967; Леонтьев А. Н., 1972; Рубинштейн С. Л., 1973; Лебединский В. В. и
др., 1985; Лисина М. И., 1986; Пиаже Ж., 1994). Таким образом, лечебно-восстановительные задачи,
общие с «реконструктивной» личностно-ориентированной психотерапией (Кулаков С. А., 1997;
Карвасарский Б. Д., 1999, и др.), дополняются «кондуктивными» (Скворцов И. Л., 1995) задачами
оптимизации психических функций, уровней нервно-психического реагирования (Ковалев В. В., 1995) и
компонентов личности в соответствии с возрастными закономерностями онтогенеза.
Соответственно сегодняшние проблемы пациента решаются как путем их рассмотрения на
уровне его актуального функционирования, так и за счет «психоэлевации» (Медведева И. Я., Шишова Т.
Л., 1996), т. е. возвышения пациента до зоны его ближайшего развития. Это позволяет подойти к тем же
проблемам с высоты нового уровня онтогенеза психики (например, не только конкретно-образного, но и
абстрактно-логически их осмыслить), более зрелого (внеситуативно-личностного) уровня онтогенеза
общения (Лебединский В. В. и др., 1990) и аффективной (уровень эмоционального сопереживания)
организации поведения (Лисина Н. И., 1986), включенного и усовершенствованного механизма
вероятностного прогнозирования и антиципации (Менделевич В. Д., Мухамедзиянова Д. А., 1997)
самосознания (развивающегося в процессе самопознания и эмоционально-ценностного отношения
личности к себе), дополненного способностью к саморегулированию собственного поведения
(Чеснокова И. И., 1977; Бреслов Г. М., 1990), «утверждающе-действенной» стадии личностной зрелости
(Фельдштейн Д. И., 1994), сформированных высших потребностей (Джидарьян И. А., 1976).
Кроме того, позитивный регресс к более ранним уровням функционирования (например,
|