Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 825 
Next page End  

пользоваться местоимением «Я», да и позже чисто реконструктивная направленность лечебного
процесса выглядит явно недостаточной.
Когда речь идет об интенсивно протекающем процессе созревания и формирования психики (а в
общем контексте и личности ребенка), то идеальной моделью окончательного результата психотерапии
является не восстановление (даже в улучшенном варианте) того, что было до болезни или
декомпенсации, а приведение человека к тому состоянию зрелости, гармоничности и жизнестойкости,
которое создалось бы у него в случае не отягощенного болезнью нормального развития. В этом смысле
термин «реконструкция» уже не охватывает всего спектра лечебно-коррекционных и воспитательно-
социализирующих задач психотерапии. Так же как и в детской неврологии, в детской психотерапии
необходим сопровождающий, кондуктивный подход. Суть «кондуктивной психоневрологической
коррекции» по И. А. Скворцову заключается в обеспечении адекватных каждому возрастному периоду и
достаточных для полного выполнения соответствующей ему программы развитию мозга и его функций
средовых воздействий (или условий), в предупреждении вредоносного влияния факторов,
препятствующих или тормозящих развитие. Иными словами, наряду с реконструкцией ущерба,
понесенного на предыдущем этапе развития, следует обеспечить необходимые средовые условия для
следующего, а также стимулировать факторы, запускающие механизмы функций, развитие которых стоит
«на повестке дня». На психологическом языке речь идет об опережающем обучении и оптимизации
условий овладения зоной ближайшего развития.
Любой психотерапевтический процесс представляет для пациента определенный отрезок жизни,
во время которого он становится участником и одновременно основным объектом эксперимента, время
которого относительно увеличивается за счет его насыщения когнитивной, эмоциональной и
событийной информацией. Цель этого эксперимента — изменить психику в саногенном направлении
(воссоздать разрушенное, существенно перестроить, развить то, что незрело, оттормозить и
субординировать устаревшее и архаичное, восполнить своевременно недополученную и недоусвоенную
информацию, создать условия оптимального перехода на следующий этап развития).
При этом чем более аномальными являются условия жизни, тем в большей степени в задачи
психотерапии входят экстрапсихические (по Ж. Годфруа) изменения (овладение ситуацией, переделка
или смена ее) либо нахождение в тех же условиях наиболее приемлемой социальной ниши,
обеспечивающей удовлетворение индивидуальных потребностей и наиболее полную самореализацию.
Здесь психотерапия наиболее тесно переплетается с социальной помощью.
Чем более в основе дезадаптации лежат индивидуальные отклонения психики от условных
границ возрастной психофизиологической нормы (что может быть обусловлено конституциональной
аномалией, влиянием болезненного процесса либо результатом деформирующего личность влияния
предыдущей жизни), тем более в задачи психотерапии входит интрапсихическая перестройка,
целенаправленное воспитание и перевоспитание личности. Здесь психотерапия интимнейшим образом
переплетается с педагогикой.
Интегрирующую роль в клинической детско-подростковой психотерапии, существующей на
пересечении социальных, психологических, лечебных педагогических координат, играет эволюционно-
биологическая концепция психических заболеваний, и в частности учение о психическом дизонтогенезе
(Сухарева Г. Е. 1955; Ушаков Г. К., 1973; Выготский Л. С., 1982; Лебединский В. В., 1985; Ковалев В. В.,
1995), что делает онтогенетически ориентированный подход открытым для самых различных методов и
приемов лечебно-коррекционного воздействия. Таким образом, личностно-ориентированной
психотерапии психодинамического, гуманистического, бихевиорального направлений (Карвасарский Б.
Д., 1999) в детско-подростковом возрасте соответствует онтогенетически адаптированный ее вариант,
названный автором (1998, 1999) «онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной)
психотерапией».
Концептуальным отличием организации детско-подростковой психотерапии от психотерапии
взрослых пациентов является то, что даже в случае «чисто» психогенного реактивного заболевания
(острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство по МКБ-10)
возвращение в прежнее, доболезненное состояние души (что вполне устроит взрослого пациента и его
врача) не может служить оптимальной целью в работе с ребенком, находящимся в процессе
интенсивного роста и развития. Психофизический облик ребенка, в отличие от взрослого, качественно
Hosted by uCoz