образом, что может подтверждать ожидания пациента и являться действенным компонентом переноса.
Это редко упоминается в стандартных публикациях на данную тему.
Перспективы психотерапевта зависят от:
1. Попыток создать заботливые, разумные, беспристрастные отношения и профессиональную
(интерпретирующую) позицию.
2. Влияния персонального стиля на профессиональную позицию, что оказывает комплексное
влияние на пациента (часто переживается последним как «позитивная» или «негативная» позиция).
3. Вовлечения в реакции, которые соответствуют ролям, предписанным неадаптивным
сценарием пациента (такие реакции могут быть названы контрпереносом, связанным с переносом
пациента).
4. Способов переживания и отношения психотерапевта, которые определяются личностным
смыслом, имеющим корни в собственных нерешенных невротических конфликтах (традиционное
значение контрпереноса).
Для понимания точного значения характера конфликтов пациента психотерапевт должен
учитывать роль как переноса, так и контрпереноса. Во время психотерапевтического занятия
рассматриваются одна-две темы, связанные с динамическим фокусом, который определяется заранее.
Взаимоотношения с пациентом рассматриваются прежде всего через призму его эмоциональных
конфликтов и образцов межличностных действий, в которых такие конфликты проявляются. В целом
вмешательства психотерапевта строятся на исследовании взаимоотношений в процессе психотерапии и
отношений пациента в настоящей повседневной жизни (без акцента на прошлых событиях),
применении интерпретаций и использовании свободных ассоциаций.
При оценке психотерапевтических взаимоотношений для психотерапевта основными являются
следующие вопросы:
1. Что пациент переживает в отношении меня и какова природа таких чувств?
2. Каковы переживания пациента в ответ на мои намерения, отношения и чувства к нему?
3. Каковы эмоциональные реакции пациента на фантазии обо мне?
4. Как пациент понимает характер отношений со мной и могут ли его текущие реакции быть
следствием наших предшествующих взаимодействий?
В ходе процесса психотерапии преодолевается сопротивление пациента, решаются поставленные
психотерапевтические задачи и приближается окончание лечения, которое имеет очень важное
значение в О. в. в. д. п. Окончание психотерапии означает для пациента отделение и потерю объекта
(психотерапевта), что происходит безболезненно лишь в случае достижения психотерапевтических
целей,
которые сложнореализуемы в силу краткосрочности психотерапии. Обязанностью
психотерапевта является работа с реакциями на окончание терапии во всех их болезненных аспектах и
проявлениях аффекта, если он стремится помочь пациенту прийти к реальному эмоциональному
пониманию природы его ранних бессознательных конфликтов. Активное и правильное управление
окончанием психотерапии может помочь пациенту интернализовать психотерапевта в результате
замещения или замены ранее существовавшего у него амбивалентного объекта. Такой период
интернализации является позитивным, менее связанным с гневом и виной, что делает процесс
отделения истинно зрелым событием.
О. в. в. д. п., начиная с 1970-х гг., прошла тщательное научное исследование, которое касалось
пациентов, психотерапевтов, техники и исходов психотерапии. Была отмечена достаточная
эффективность данного метода (с учетом показаний и противопоказаний к нему), разработаны
программы подготовки специалистов этого направления.
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНО-КОНДУКТИВНАЯ)
ПСИХОТЕРАПИЯ ШЕВЧЕНКО. Наиболее разработанные в нашей стране концепции эмоционально-
стрессовой психотерапии Рожнова и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова не могут быть механистически перенесены на детско-
подростковый возраст хотя бы в силу того, что интенсивно растущий детский организм ребенка и так
находится в состоянии перманентного психофизиологического стресса, что оставляет не так уж много
сил для дополнительной мобилизации. С другой стороны, личностная ориентация
психотерапевтических воздействий возможна не ранее 3-летнего возраста, когда ребенок начинает
|