висцеротонической хроматической тональности»; 4) диагностика основывается не только на
наблюдении двигательных стереотипов и «блоков» пациента, но и на соматической идентификации
музыкотерапевта, его способности в прямом смысле «временно ощутить болезнь другого через самого
себя», уловить и интериоризировать диссонанс в Другом субъекте после собственной «настройки на
ритм здоровья»; 5) ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его
«оргазмическим переживанием внутренней гармонии» и сочетаемую с ясным (не трансовым!)
состоянием сознания; 6) групповая форма занятия с ориентацией пациентов на познание своей
внутренней «музыки тела».
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. Теория инструментального, или О. о. связана с именами
Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического
обусловливания (S->R), они разработали принцип О. о. (R->S), согласно которому поведение
контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из
этой формулы, влияние на его результаты.
Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула инструментального
условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а
второй Sr (pecпондентный стимул). Sd стимул, по времени предшествующий определенной
поведенческой реакции, Sr стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию и по
времени следующий за ней. Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном
объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения
последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании оперантных
методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение.
Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача
этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов,
установлении иерархии их подкрепляющей силы. Это делается путем прямого наблюдения за
поведением человека и установления связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения
(зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в
окружении (независимая переменная).
Оперантные методы могут быть использованы для решения ряда задач.
1. Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре
поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение ребенка, поведение
самоутверждающего типа у пассивного ребенка и т. д.). Для решения этой задачи может быть
использовано несколько стратегий выработки нового поведения.
Под шейпингом понимается поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было
свойственно ранее индивиду. В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент,
который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью шейпинга, однако с большой степенью
вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно
дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления
первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть
достигнуто быстрее и легче всего. Для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от
материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.). Например, при
обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение его
внимания к одежде.
В случае «сцепления» используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи
отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным
стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует
начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к
самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных
поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть
создана с помощью шейпинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное
поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов.
Фейдинг это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно
прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление
|