Navigation bar
  Print document Start Previous page
 352 of 825 
Next page End  

прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психотерапевтом к
тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей,
замещающих психотерапевта.
Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который
повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения.
Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях,
центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия и т. д.
2. Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для
решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное
подкрепление, контроль стимула.
3. Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения. Достигается с помощью
методик наказания, угашения, насыщения.
4. Лишение всех положительных подкреплений.
5. Оценка ответа.
См. также Бихевиоризм, Поведенческая психотерапия, Положительное и отрицательное
подкрепление.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Психотерапевтическая помощь в
России в настоящее время осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических
учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно-профилактической
сети. Находящиеся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики), они
образуют психотерапевтическую службу, методическое руководство которой осуществляется главным
психотерапевтом органа управления здравоохранением Администрации субъекта Российской
Федерации. Психотерапевтическая служба тесно связана с психиатрической, вместе с которой, а также с
другими специализированными службами — кризисной, сексологической и др. образует региональную
систему охраны психического здоровья населения.
Основными принципами организации психотерапевтической помощи являются:
— принцип приближения психотерапевтической помощи к населению, создание
психотерапевтических кабинетов лечебно-профилактических учреждений различного профиля,
специализированных Центрах, многопрофильных больницах;
— принцип ступенчатости, создание системы подразделений и учреждений, осуществляющих
психотерапевтическую помощь на различных уровнях;
— принцип преемственности, взаимной дополняемости учреждений и подразделений,
оказывающих психотерапевтическую помощь на различных уровнях.
Основными организационными формами психотерапевтической помощи являются
психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, психотерапевтический центр;
к
вспомогательным психотерапевтическим учреждениям относятся кабинеты психологической разгрузки,
кабинеты социально-психологической помощи,
психологические консультации, центры
психологической реабилитации в структуре здравоохранения, психотерапевтические клубы и «клубы
бывших пациентов», психотерапевтические студии.
Психотерапия в России за последние годы получила значительное развитие как самостоятельная
медицинская дисциплина и самостоятельная система помощи населению. В становлении психотерапии
с собственными научно-организационными и методическими подходами большую роль сыграло
признание ее в качестве таковой профессиональным психиатрическим сообществом. Психотерапия
понимается сегодня в России как медицинская специальность, генетически связанная с пограничной
психиатрией, формирующаяся на границах медицины с общей, дифференциальной, медицинской,
социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и
психолингвистикой.
Пройдя длительный период (в течение более чем 10 лет) активного «импорта»
психотерапевтических технологий из зарубежных школ, отечественная психотерапия, поддерживая
различные научно обоснованные направления и модели психотерапии, способствующие ее развитию,
государственные и негосударственные формы организации, сосредоточивает свое внимание на научно-
прикладных и организационно-методических аспектах дальнейшего формирования психотерапии как
Hosted by uCoz