как социально-психологической целостности влечет за собой необходимость учета ряда качественно
новых переменных, имманентных группе как таковой и отсутствующих в диадном контакте.
Дополнительные трудности обусловлены тем, что групповая психотерапия является в первую очередь
процессом лечебным, следовательно, оценка его конечных результатов имеет всегда
индивидуализированный характер, неразрывно связана с клиническими аспектами оценки изменений,
происходящих в человеке, и вследствие этого требует постоянного соотнесения трех исследовательских
плоскостей клинической, индивидуально-психологической и социально-психологической.
Признание этой неразрывной связи ставит под сомнение обоснованность и целесообразность
принятого разделения работ в этой области на исследования процесса и эффективности психотерапии.
Анализ литературы последних лет, в основном зарубежной, посвященной изучению групповой
психотерапии, показывает, что в большинстве случаев результаты, полученные исследователями,
несопоставимы между собой. Причиной этого являются не только различия в теоретических подходах
авторов к пониманию ими целей, задач и механизмов терапевтического процесса, но и, в первую
очередь, недостаточно четкое определение критериев эффективности, а следовательно, недостаточно
обоснованный выбор изучаемых переменных. Этот разрыв между процессуальной и результативной
сторонами групповой психотерапии ведет к тому, что исследованию подвергаются либо параметры,
произвольно установленные авторами в соответствии с их теоретической ориентацией, либо феномены,
являющиеся объектом традиционного анализа в социальной психологии, терапевтическая значимость
которых, однако, специально не изучается. В качестве простейшего примера можно указать на проблему
численности и состава психотерапевтической группы.
Принято считать (в соответствии с данными
социальной психологии малых групп), что оптимальным количеством является 10-12 человек и что
группа должна быть гетерогенной во всех отношениях, кроме нозологического состава. Однако в
литературе отсутствуют указания, для всякого ли пациента такие условия являются оптимальными. То
же самое можно сказать о тематике групповых дискуссий, типе активности, характере интеракции и др.
Не подлежит сомнению, что выбор критериев эффективности психотерапии самым
непосредственным образом определяется ее целями, в свою очередь вытекающими из принятой
теоретической концепции. В большей степени это относится к оценке эффективности личностно-
ориентированных систем психотерапии, в том числе личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова.
По убеждению подавляющего большинства специалистов, один лишь критерий
симптоматического улучшения не является надежным при определении непосредственной
эффективности и устойчивости психотерапии, хотя субъективно переживаемое больным (и по мере
возможности объективно регистрируемое) клиническое симптоматическое улучшение является,
несомненно, важным критерием О. э. п. Клинический опыт с применением широких катамнестических
данных убедительно свидетельствует о необходимости привлечения для О. э. п. определенных
социально-психологических критериев. К ним относятся: степень понимания пациентом
психологических механизмов болезни и собственной роли в возникновении конфликтных и
травмирующих ситуаций, в том числе в развитии своих неадаптивных реакций; изменения в
отношениях и установках; улучшение социального функционирования и др.
Критерии эффективности психотерапии должны удовлетворять следующим условиям. Во-
первых, достаточно полно характеризовать наступившие изменения в клинической картине и адаптации
пациента с учетом трех плоскостей рассмотрения терапевтической динамики:
1) соматической,
2) психологической,
3) социальной.
Во-вторых, они должны не только позволять производить оценку с точки зрения объективного
наблюдения, но и включать субъективную оценку с позиций самого пациента. И в-третьих, эти
критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.
Для оценки эффективности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова при неврозах можно использовать несколько критериев, которые
до некоторой степени могут рассматриваться и как показатели глубины лечения. При проведении
психотерапии на первом этапе достигается определенная степень понимания больным связи между
|