выраженности симптоматики оценивают в баллах (от 0 до 3). Для каждого пациента полученные
оценки суммируются и подсчитывается количество ответов в каждом из четырех разрядов (1
симптоматика проявляется часто или характеризуется выраженной интенсивностью, 2 симптоматика
проявляется довольно часто или характеризуется значительной интенсивностью, 3 симптоматика
проявляется редко или характеризуется слабой интенсивностью, 4 симптоматика отсутствует).
Исследование проводят в начале и в конце лечения. Сравнение полученных величин позволяет отнести
перемены в симптоматике к таким категориям оценки эффективности, как значительное улучшение,
незначительное улучшение, без перемен, ухудшение. Представляет интерес вопрос о том, какие группы
симптомов первоначально доминируют в клинической картине больного и какие подвергаются
изменениям в процессе лечения. Опросник позволяет оценить наличие и динамику пяти
симптомокомплексов: обсессивно-фобических расстройств, эмоциональных нарушений, соматических
расстройств, перцептивно-гностических и личностных нарушений.
Для определения динамики осознания психологических механизмов болезни в процессе
психотерапии больных неврозами в дополнение к клиническому методу используются клинико-
психологические шкалы и проективные методики. Степень осознания и понимания больным
психологических механизмов своего заболевания может оцениваться с помощью опросника, состоящего
из трех частей, разработанного в клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
Первая часть это шкала для измерения степени понимания пациентом связи между выраженностью
имеющихся у него расстройств, ситуацией и способом переживания: пациент должен выбрать из
перечня предлагаемых высказываний то, которое отражает его понимание причин периодического
усиления симптоматики. Каждый ответ имеет определенный вес, учитывающий степень осознания,
представленную в указанных выше пунктах опросника. В процессе лечения происходит изменение
частоты выбора ответов, отражающее степень осознания. Если до начала лечения преобладают ответы
типа: «симптоматика усиливается вследствие перемены погоды», «без видимых причин», то к концу
лечения чаще всего называются следующие: «в некоторых трудных для меня ситуациях», «вследствие
переживания мною таких чувств, как неуверенность, обида, злость и т. д.» Вторая часть опросника
представляет собой шкалу, предназначенную для измерения степени понимания пациентом связи между
возникновением невротических нарушений и различными факторами. Пациент должен выбрать
высказывания, отражающие его понимание возникновения невротических нарушений. В процессе
лечения происходит изменение степени осознания больным психологических механизмов своего
заболевания от непонимания роли психогенных факторов в возникновении невроза (в лучшем случае
признается связь между его симптомами и неспецифическим напряжением) к осознанию
специфического содержательного или адаптивного характера симптомов, полного осознания роли
собственных личностно-эмоциональных проблем в возникновении типичных для больного
конфликтных ситуаций и понимания их генеза. Третья часть опросника представляет собой перечень
основных эмоционально-личностных проблем при неврозах. Наиболее частыми из них, отмечаемыми
самими больными, являются: конфликт между потребностью подчиняться и доминировать, конфликт
между зависимостью и независимостью, конфликт между потребностью достижения и страхом неудач и
расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений, а также конфликты, связанные с
неадекватной нормативностью. В процессе лечения пациенты полнее идентифицируют свою
конфликтную проблематику и придают ей все большее значение в качестве причины возникновения
невротических расстройств. Выделенные к концу лечения больным проблемы сравниваются с данными
об этих проблемах, полученными от лечащего врача. Такое сопоставление позволяет определить
уровень осознания пациентом своих невротических проблем. Правильное же понимание им своей
проблематики способствует ее конструктивной интеллектуальной и эмоциональной переработке, что
приводит к снижению уровня нервно-психического напряжения и, как следствие этого, к
редуцированию симптоматики.
Установление степени реконструкции нарушенных личностных отношений больного в процессе
психотерапии может осуществляться с помощью проективных методов (незаконченных предложений и
др.), семантического дифференциала Осгуда, метода Люшера, методики Q-сортировки, межличностной
методики Лири. Динамика самооценки (идеальные и реальные представления о себе), отношения к
другим, к своему заболеванию отражают процесс реконструкции личности. Для изучения отношения к
|