Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 825 
Next page End  

нет ли других ситуаций, которые больше похожи на данный случай?
Понимание структуры аргументативного дискурса, в частности распознавание основных схем
аргументации пациентов, позволяет психотерапевту использовать разнообразные приемы и техники
более направленно и эффективно.
См. также Психотерапия посредством убеждения Дежерина, Разговорная психотерапия,
Сократовский диалог, Психотерапевтическое вмешательство, Убеждение.
АРЕТЕТЕРАПИЯ ЯРОЦКОГО. Термин «арететерапия» предложен русским врачом-терапевтом
А. И. Яроцким, профессором медицинского факультета Юрьевского университета, для обозначения
специального психотерапевтического метода, воздействующего на особые стороны душевной жизни
человека. Греческое слово arete включает такие понятия, как доблесть и добродетель, стремление к
осуществлению высоких идеалов и нравственному совершенствованию. А. Я. опиралась на высшие
проявления духовной жизни, а именно на нравственные стороны человеческой личности. В основу
метода было положено представление о воздействии души на телесные проявления. В своей работе
«Идеализм как физиологический фактор» (1908) А. И. Яроцкий обосновывал положение о важнейшей
роли нравственной стороны духовной жизни человека в развитии и течении его болезни. По мнению А.
И. Яроцкого, этические (идеалистические) стороны личности обусловливают не только поведение
человека и его жизненный путь, но являются также важными факторами, влияющими на особенности
протекания физиологических процессов в организме. Истинная причина заболевания, по убеждению А.
И. Яроцкого, находится в глубоких пластах духовной жизни, с чем он и связывал роль предложенного
им метода в сохранении и восстановлении здоровья человека.
АРТТЕРАПИЯ. Изучение А. началось в 20-е гг. нашего столетия с фундаментальных работ
Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., — книга
П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема
творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и
в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом
процессе впервые применил в 1925 г. при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S).
Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических
воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими
возможностями А., аналитической психологии Юнга (Jung С. G.), который использовал собственное
рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической
теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966). В
дальнейшем большое влияние на развитие А. оказали психотерапевты гуманистической
направленности.
Термин «арттерапия» (art — искусство, artterapy (буквально) — терапия искусством) особенно
распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим
изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В
отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или
«художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его
смысл.
В А. пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-
прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба,
выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи,
тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом
для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной
стороны, а также творческого самовыражения — с другой. В настоящее время в А. включаются и такие
формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный
канал коммуникации играет ведущую роль.
А. — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не
существует общепризнанной ее классификации. Кратохвил (Kratochvil S.) разделяет А. на
сублимационную, деятельную и проективную. Дельфино-Бейли (Delfino-Beighley С.) выделяет 4
основных направления в применении А.
1) Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и
Hosted by uCoz