разных врачей различен, но у одного и того же повторяем. Результаты лечения зависят от
способности специалиста к терапевтической коммуникации и его убежденности в действенности
препарата также и тогда, когда речь идет о плацебо.
На выраженность плацебо-эффекта влияет множество самых различных факторов: степень
новизны препарата, его доступность, упаковка, реклама, характер информации, содержащейся в
аннотации к препарату, предшествующая эффективность лекарства у данного больного, его установка на
психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение пациента к специалисту,
назначающему препарат, и отношение врача к лекарству, установка врача на психотерапию или
биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных, отношение к препарату членов
семьи и т. д. И. П. Лапиным описан семейный, в частности родительский, плацебо-эффект, под которым
понимается высокая положительная (или отрицательная) оценка родственниками изменений состояния
больного, получающего плацебо, причем ни сам пациент, ни член семьи, оценивающий эти изменения,
не знают, какой препарат назначен. Таким образом, необходимо учитывать, кто из близких наиболее
авторитетен для больного в вопросах его лечения, их отношение к лечению последнего.
Положительный родительский плацебо-эффект улучшает «терапевтическую» среду в семье, повышает
чувство оптимизма, благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценить эффективность
медикаментозного лечения можно лишь с учетом плацебо. Как отмечают Конечный и Боухал (Konecny
R., Bouchal M., 1983), слава лекарства проходит тем скорее, чем большее участие в его распространении
имеет именно плацебо-эффект.
Плацебо-эффект может использоваться как с терапевтической, так и с диагностической целью. В
клинике плацебо может применяться на первом этапе лечения такого распространенного расстройства,
как нарушение сна. Если бессонница возникла или фиксировалась по механизму тревожного ожидания,
лишь одно применение плацебо приводило к улучшению. Плацебо оказывалось полезным также для
дезинтоксикации пациентов, в течение длительного времени принимающих барбитураты, или с целью
создания благоприятных условий для более высокой эффективности снотворных средств. Наиболее
выраженным является действие П.-т. при хронических заболеваниях, когда больные особенно
чувствительны к активности врачебных мероприятий. Плацебо-эффект в особенности характерен при
заниженных дозировках препаратов и в случаях, когда в силу наличия соматического привыкания
можно надеяться лишь на проявление суггестивного эффекта. Интенсивность плацебо-реакций
находится в прямой зависимости от степени выраженности психоэмоциональных и психосоциальных
факторов, связанных с заболеванием. При неврозах плацебо-эффект снижается по мере утяжеления
психопатологии, например тревожного синдрома с последовательным присоединением к нему
соматических проявлений, фобических, депрессивных и обсессивных расстройств.
Шапиро (Shapiro А., 1971) утверждает, что плацебо-эффект это «фактор популярности и
эффективности любого из многочисленных методов психотерапии». Ожидание больным пользы от
лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое
состояние. Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача
сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в
каждом контакте «психотерапевт больной». Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых
элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии,
сопротивления,
защиты. Таким образом, ни один медикамент или какое-либо психотерапевтическое
воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Этот эффект может быть систематически
использован как П.-т., интегрированная в комплексное лечение.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Одно из ведущих направлений современной
психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включали
только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в
последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком
широкого его понимания. Например, Кэнфер (Kanfer F. Н., 1975) утверждал, что П. п. «должна включать
не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения,
но и всю
информацию, полученную в экспериментальной психологии». Более взвешенным представляется
определение П. п. в Американской ассоциации П. п.: П. п. «включает прежде всего использование
принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать
|