Navigation bar
  Print document Start Previous page
 383 of 825 
Next page End  

человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает
переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение
соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее, главным образом, —
формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить
самоконтроль (Franks С. М., Wilson G. Т., 1979).
В то время как на первых этапах своего развития под термином «поведение» в П. п. понималось
все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются
эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные
проявления.
Таким образом, можно выделить более узкое понимание П. п., основанное на единстве
теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и
расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается.
В качестве предшественников П. п. могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на
принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу
под названием методов условно-рефлекторной терапии.
Сам термин «П. п.» стал использоваться с 1953 г. 1950-1960 гг. — период становления П. п. как
самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития
П. п.: в Южно-Африканской Республике — Вольпе (Wolpe J.), Лазарус (Lazarus A. A.), Рахман (Rachman
S.); в Англии — Шапиро (Shapiro D.), Йетс (Yates A. J.), Айзенк (Eysenck H. J.); в США — Азрин (Azrin N.
Н.), Айллон (Ayllon Т.). 1960-е гг. — это период бурного развития П. п. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.)
выделил в П. п. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее
название П. п.
Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая
легла в основу П. п. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) — пропагандист теории условных
рефлексов, создатель американского бихевиоризма; в своих учениях исключал значение промежуточных
переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения.
Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера
(Skinner В. F.) осталась в рамках прежней парадигмы «стимул—реакция (поведение)», однако
подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в
возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества
подкрепления, повышающего силу реакции. Модель ТорндайкаСкиннера, как и модель И. П. Павлова,
уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой
информации.
П. п., по Фейдимену и Фрейгеру (Faidiman J., Frager R., 1994):
1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого
сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению
или исключению нежелательных способов реагирования;
2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;
3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие
эффективной психотерапии;
4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а
не как симптомы лежащей за ними проблемы;
5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким
образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.
Следующий этап развития П. п. связан с попыткой учесть и промежуточные переменные,
расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как
скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с
внешними раздражителями. Внутренние переменные — это прежде всего когниции (мысли,
представления), которые управляют другими процессами, например эмоциональными или
мотивационными.
В плане такого понимания в конце 60-х - начале 70-х гг. были предложены новые методики,
вошедшие в литературу под названиями «скрытое кондиционирование» / «скрытое обусловливание»
Hosted by uCoz