Navigation bar
  Print document Start Previous page
 387 of 825 
Next page End  

часов после получения предыдущего П. Это схема П. с фиксированным (2-часовым) интервалом. Хотя
цель медперсонала — установить стимульный контроль, т. е. научить пациента предъявлять жалобы на
ухудшение самочувствия только тогда, когда для этого действительно имеются серьезные предпосылки
или основания. Вероятно, в подобных случаях больной быстро приспосабливается к схеме и начинает
повторно жаловаться на недомогание через 2 часа после П., полученного на его предшествующее
обращение за медицинской помощью.
Возможны и другие схемы. Так, врач может варьировать упомянутое правило, выжидая когда по
30 минут, а когда и по 2— 3 часа. Если при этом средний промежуток составляет по-прежнему 2 часа, то
это схема П. с переменным (2-часовым) интервалом. Если сестра просто считает обращения пациента за
дополнительной медицинской помощью и удовлетворяет, например, каждое пятое, выделяют
пятикратную схему П. с фиксированной кратностью. Если же число жалоб больного, после которых он
все же добивается повышенного внимания к себе со стороны медперсонала, варьируется при прежней
средней кратности, это схема П. с переменной кратностью.
До сих пор рассматривалось положительное П., при котором пациенты получают то, чего они
хотят. Аналогичная система правил определяет их реакции на отрицательное П. — условия, связанные с
неприятными или опасными для них событиями.
По ходу лечебного процесса психотерапевт должен эффективно использовать основные
механизмы различных вариантов П. Избирательно подкрепляя определенные высказывания и формы
поведения больного, врач может способствовать его самораскрытию и большей аутентичности.
Передавая информацию по двум основным каналам (путем невербальной коммуникации и языковыми
средствами), психотерапевт активно и дифференцированно влияет на когнитивный, эмоциональный и
поведенческий компоненты системы отношений пациента с целью ее психологической коррекции и
восстановления адаптивных возможностей индивида.
Современная видеотехника, в основных формах ее применения в психотерапии, также может
служить надежным инструментом для повышения эффективности лечения через интенсивное и
направленное использование механизмов П.
См. также Жетонная система, Положительное и отрицательное подкрепление.
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО Н. ПЕЗЕШКИАНУ И X. ПЕЗЕШКИАНУ. Авторское
название психотерапевтической концепции, разрабатываемой с 1972 г. Н. Пезешкианом (Peseschkian N.)
и его сыном X. Пезешкианом (Peseschkian H.). Н. Пезешкиан обращает внимание на происхождение
термина positive psychotherapie от лат. positum — «имеющее место, реально существующее», а не от
positivum — «положительное», подчеркивая тем самым необходимость проработки и позитивных, и
негативных аспектов проблемы и жизни пациента, диалектического расширения его мировоззрения.
Это терминологическое уточнение позволяет использовать в качестве синонимов данного вида
позитивной психотерапии название «психотерапия реальностью» или «психотерапия здравым
смыслом».
Н. Пезешкиан родился в Иране в 1933 г.; с 1954 г. проживает и работает в Германии (Висбаден).
Исповедует бахаизм, налагающий отпечаток и на его психотерапевтическое мировоззрение. Начиная с
1990 г. провел обучающие семинары и основал центры позитивной психотерапии в Казани, Санкт-
Петербурге, Екатеринбурге.
П. п. п. Н. П. и X. П. основывается на 3 принципах — надежд, баланса (гармонизации) и
консультирования, которые соответствуют 3 этапам работы с пациентом как в процессе отдельного
занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1-2 часа).
На этапе работы с учетом принципа надежды используются:
1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия — проявление
способности терпеть ограничения, сопереживать голодающим всего мира и т. п.);
2) транскультурный подход — расширение представлений пациента о проблеме посредством
знакомства с иным (часто — прямо противоположным) реагированием и отношением к сути его
проблемы в других культурах (например, различия в отношении к еде и голоданию в восточных и
западных культурах);
3) притчи и анекдоты с психотерапевтическим радикалом (авторы выделяют 9
психотерапевтических функций притчи: посредничество между врачом и пациентом, модель
Hosted by uCoz