(театра) in vitro.
Тем не менее понятие «потрясение» не следует путать с рядом давно описанных состояний, таких
как «пик-переживание» (Маслоу (Maslow A. H.)); закрытие гештальта в терминах гештальт-психологии
(Перлc (Perls F. S.)); «полный оргазм» в парадигме Райха (Reich W.); катарсис, кульминация, инсайт и т.
п. Наибольшее соответствие можно обнаружить в описании Маслоу устойчивого состояния, которое
было названо «плато-переживания». Оно представляет собой новый и более глубокий способ видения и
переживания мира, включающий фундаментальную коррекцию отношений к миру, изменяющий старые
и создающий новые оценки, усиливающий сознавание мира. Подобные переживания могут быть
связаны с эстетическим чувствованием природной красоты. Однако «потрясение» это часто
изменение только фрагмента сознания, которое ведет к лавинообразному изменению всего
мировоззрения, это переход на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень
существования. Подобное понимание развития соответствует взглядам тех, кто рассматривает этот
процесс как экзистенциальную связь между изменениями, которые влекут за собой новые изменения,
следующие друг за другом (Шмидт (Schmidt H. D.)). Фламмер (Flammer A.) пишет, что развитием следует
считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»).
В случае П. п. А., одного из универсальных методов совершенствования индивидуума, ставится
задача «постичь», «познать», «приобрести потрясающий опыт», т. е. воспринять суть и сохранить ее.
_Основные концептуальные положения П. п. А._ Данная психотерапевтическая модель
исследования делает попытку изучать человека в единстве с миром, т.е. в конкретных психических
проявлениях человека обнаруживает его сущность как таковую в ее целостности. Если раньше человек
стремился «лепить мир по своему образу и подобию», то в современном психотерапевтическом
мировоззрении возникло осознание,
что необходимо «лепить себя по образу и подобию мира», не
перестраивать мироздание под себя, а осознать себя в качестве одной из взаимозависящих
составляющих в грандиозном и гениальном миропорядке. Это не означает, что человек должен быть
пассивным созерцателем в процессе приспособления, он активен, однако его активность должна
быть направлена на встраивание себя в существующий мир таким образом, чтобы не нарушать хрупкий
баланс естественного хода вещей. Активную роль человека в этом процессе не следует ни принижать,
ни превозносить, а также не следует подменять понятие «взаимодействие» понятием «воздействие».
1. «За счастьем человек бежит, а оно у него под ногами лежит». Опыт показывает, что сложным
самоорганизующимся системам, а к таковым непременно относится человек, неэкологично навязывать
пути развития. П. п. А. уважительно способствует тенденциям уникального развития индивидуума,
создает условия для продвижения, задействуя и используя его собственные ресурсы.
Психотерапевтический процесс трансформируется и приобретает форму самоуправляемого развития
личности пациента. Он приходит с проблемой и приносит с собой знание о том, как ее решить. На
самом деле он всегда знает все, что ему нужно знать, и имеет все, что ему нужно иметь. Его в данном
случае необходимо лишь подтолкнуть к осознанию этого факта, помочь актуализировать это знание,
сформулировать и оформить в решение. Человек в конечном счете является центром собственной
вселенной, творцом собственных событий. Пациент сам делает выборы и несет ответственность за них.
При полном доверии к себе он делает наилучший для себя выбор. Каждая проблема указывает на способ
ее решения, в каждой проблеме заложены некоторые векторные характеристики ее преодоления.
Создать доступ к внутренним «скрижалям» и есть основная задача П. п. А. Сам человек есть
исключительная причина своего совершенствования. Платон считал, что знания это процесс
припоминания, или извлечения из глубин подсознания того, что там уже заложено. Таким образом,
главная цель П. п. А., как и многих других психотерапевтических подходов, саморазвитие.
Индивидуум должен развить себя в то, чем он является на самом деле, т. е. стать адекватным своей
внутренней сущности, стать равным самому себе.
2. «Путь здоровья в гармонии смысла жизни и жизненных целей». В парадигме П. п. А.
здоровье рассматривается в качестве условий, особого рода инструмента, средства для достижения
высоких целей, которые связываются с поиском истины, смысла жизни, с самопознанием. Если человек
ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы
органично самому процессу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути,
а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих
|