структура личности может представлять собой тот же процесс, только локализованный в определенных
участках жизни, где и создается уникальная организация различных свойств. П. п. А. ставит
запредельные задачи в совершенствовании личности и тем самым разделяет трансперсональный подход
в психотерапии. Столкнуться с «сущностью» человека можно только в универсуме, сама «сущность»
человека исходно трансперсональна.
П. п. А. опирается на кризисную теорию личности. Автор рассматривает жизнь человека как
последовательность событий, одни из которых не являются существенными для развития, а другие
становятся поворотными пунктами в судьбе. Именно эти последние и называются критическими
жизненными событиями, или, в терминологии П. п. А., «условиями потрясения». Динамика роста
личности может опираться на аналоговые изменения, связанные с постепенным, плавным, медленным
или быстрым переходом с одного уровня на другой («принцип реостата» изменения вдоль
континуума). Второй вариант развития личности основывается на цифровой модели, так называемый
дискретный путь: рост личности напоминает скачок кенгуру, и чаще всего этот скачок вызывается
кризисными условиями. «Кризисы это не временное состояние, а путь внутренней жизни». Эти
слова Л. С. Выготского попадают в резонанс с сегодняшним синергетическим видением онто- и
филогенетического процесса.
Выделяются нормативные и ненормативные критические жизненные события. К нормативным
относятся события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное
содержание, например возрастные кризисы. Примерами нормативных кризисов могут быть также
семейные кризисы, как-то: добрачный период, вступление в брак, беременность, рождение ребенка, уход
взрослого ребенка из семьи, уход одного из супругов из семьи (развод или смерть одного из супругов). К
такого рода кризисам относится и бессознательный стресс, вызванный выходом на «пограничную
черту», например выход на пенсию. К ненормативным относятся особые события, нетипичные,
индивидуальные, правильнее сказать, непредсказуемые. В П. п. А. эти события рассматриваются не
столько с точки зрения предсказуемости (как в первом случае) или непредсказуемости (как во втором), а
как последствия, которые наблюдались во время переживания и после него. Отсюда, не имеет значения
само событие, его внешние характеристики, его эмоциональный накал, а лишь способ переработки,
преодоления и влияние его на дальнейшую жизнь человека.
Положения, определяющие явление потрясения: это подвиг для человека в прямом значении
этого слова. Совершить подвиг значит подняться выше уже осмысленных собственных
возможностей. Подвиг особое состояние напряжения, нравственного, психологического, духовного;
поворотные моменты биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формируется новый
взгляд на действительность. Порой потрясение увязывается с экзистенциальным кризисом, при котором
внезапно разрушаются объединенные смыслы, меняется старая частная и формируется новая
универсальная система ценностей; развитие от малого к большому, от частного к общему, от хаоса к
космосу, новому порядку; качественный скачок, переход от логического к абстрактному, иногда с
левополушарного к правополушарному восприятию и описанию мира. Порой в «мелком» варианте
потрясение связано с переключением с одной репрезентативной системы на другую, с одного языкового
уровня на другой, с языка слов знаков на язык образов, эмоций, символов и т. п.; пробуждение через
дезидентификацию с ментальным содержанием вообще и мыслями в частности, это «перешагивание»
через семантические поля. Данное состояние может предотвращать созревание логически
структурированной мысли; особое состояние ума, когда нормальная логическая последовательная
деятельность сознания оказывается остановленной, однако ум весьма активен и связан с предметом, на
котором он был исходно сосредоточен; скачок от аристотелевской логики (вертикального мышления) к
неаристотелевской (горизонтальному мышлению) и от нее к объемному мышлению, за чем следует
новый возврат к аристотелевской логике, но уже с другим, новым, знанием; исключительный случай для
обыденного сознания, приводящий к озарению, но не сумасшествию. «Потрясение» обязательно связано
с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, «прозрением», видением нового пути, своего места
в ней. По большому счету подобный выход из «душевного кризиса» равносилен «перерождению»
личности, ибо изменение даже лишь одной стороны отношений с собой ведет к беспрецедентной
перестройке отношений с другими и с миром вообще; экзистенциальная психодрама,
которая может
происходить в рамках сообщества (жизни) in vivo или в рамках психотерапевтической лаборатории
|