Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 825 
Next page End  

исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, ведущие сотрудники
указанных и некоторых других учреждений, известные в России и за рубежом психотерапевты.
Ряд статей, вошедших в энциклопедию, подготовлен на основании научных материалов и
публикаций, переданных главному редактору энциклопедии крупнейшими отечественными и
зарубежными специалистами — в том числе проф. М. Перре (директор Психологического института при
университете г. Фрибург, Швейцария), проф. В. Лаутербахом (директор Психологического института при
университете г. Франкфурта-на-Майне, Германия), проф. Г. Кассиновым (директор департамента
университета Хофстра, Нью-Йорк, США), проф. X. Куртисом (президент Американской
психоаналитической ассоциации), а также ведущими психотерапевтами ряда других стран — С.
Ледером (Польша), С. Кратохвилом (Чехия) и др. Всем им авторы выражают благодарность. Авторы
также с признательностью примут пожелания, предложения и критические замечания читателей,
которые могут быть учтены при последующих изданиях энциклопедии.
Б. Д. Карвасарский,
главный редактор энциклопедии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ,
руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской
психологии и главный психотерапевт Министерства здравоохранения РФ, президент Российской
психотерапевтической ассоциации, руководитель отделения неврозов и психотерапии Санкт-
Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
_А_
АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ. Аверсивные методики (лат. aversio отвращение) лежали в основе
практического применения экспериментальных теорий научения.
В настоящее время их можно
разделить на методики, основанные на модели И. П. Павлова (классическое обусловливание) и на модели
Скиннера (Skinner В. F.) (оперантное обусловливание).
В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются привлекательные
стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение
стимулом (инъекцией апоморфина, приводящей к рвоте, электрическим разрядом, вызывающим
сильную боль, и др.). Методика подвергается критике в силу этических соображений. Однако
большинством авторов признается возможность и необходимость применения ее по жизненным
показаниям, например в тяжелых случаях навязчивого самоповреждения, надавливания на глаза и т. д.
Условия успешного применения такие же, как и в методике наказания.
Аверсивный стимул
должен применяться сразу же вслед за реакцией, подлежащей угашению. На первом этапе необходимо
применять постоянную схему угашения, постепенно переходя на нерегулярное использование
аверсивного стимула. Лечение должно продолжаться и некоторое время спустя после исчезновения
симптома. Адекватным показателем для прекращения лечения является возникновение адаптивного
поведения. Использование этой методики предполагает наличие четких по внешним проявлениям и
ограниченных во времени симптомов.
Методики, в которых используется оперантная модель, основаны на принципе успешного
решения задачи, избавляющего пациента от неприятных стимулов, например электрического разряда.
Так, при лечении треморной формы писчего спазма пациент осваивает задачу попадания металлической
палочкой в ряд отверстий все уменьшающегося диаметра. Наличие тремора ведет к попаданию в края
отверстий и к замыканию электрической цепи; пациент при этом получает удар электрическим током.
Точное попадание в эти отверстия избавляет его от электрического разряда. При спастической форме
писчего спазма пациент пользуется специальной авторучкой, излишнее давление на которую приводит
также к замыканию электрической цепи и, следовательно, к наказанию. В процессе тренировок пациент
обучается расслаблять нужные группы мышц.
При соответствующей технической изобретательности практически для каждого симптома можно
создать методику, основанную на принципе решения задачи, т. е. предупреждения воздействия
Hosted by uCoz