аверсивного стимула. В качестве примера можно привести больную, страдавшую истерическим
параличом ног и потерей чувствительности в ногах. На ноги и два пальца ее руки помещались
электроды: на пальцы руки электроды, через которые больная могла получать болезненный
электрический разряд, а на ноги электроды, посредством которых осуществлялась слабая
электростимуляция, улавливаемая при сохранной чувствительности и не носящая болезненного
характера. Больной давалась инструкция: если от электродов на ногах у вас появятся какие-то ощущения,
нажмите на выключатель, иначе через 5 секунд последует сильный, болезненный электрический разряд
в пальцы руки. Больная должна была решать задачу по различению слабого стимула, непроизвольно
снижая порог болевой чувствительности. Во время первой процедуры у больной не отмечалось никаких
реакций избегания, и она получила несколько болезненных электрических ударов. Во время второй
процедуры после первого электрического разряда появились выраженные вегетативные реакции и даже
рвота. Во время третьей процедуры больная два раза подряд нажала на кнопку выключателя, вовремя
предупреждая подачу болезненного электрического разряда, и отметила при этом, что у нее появилась
чувствительность в ногах. Одновременно у нее возникли произвольные движения в ногах, и пациентка
смогла самостоятельно пойти в палату. В последующем не отмечалось рецидива симптоматики, и через
несколько дней она была выписана.
А. т. используется при лечении алкоголизма, хронического никотинизма и других заболеваний.
АВТОЛОГОКАТАРСИС АТАНАСОВА. Современные общедоступные методы записи звука и
изображения стремительно внедряются в психотерапию. До сих пор не оценено их значение для
ускорения отреагирования. Атанасов (Атанасов Ат., 1990) использовал магнитофон с целью создания
раздражителей для «инсценировки». Было установлено, что насколько раздражитель ближе к поведению
больного, перенесшего психотравму, настолько живее у последнего аффективная реакция. Это особенно
важно для естественных звуковых раздражителей со значением несловесных связующих моментов
восклицаний, вздохов, плача. Известно, как сильно воздействуют подобные выражения человеческого
страдания и на здоровых и незаинтересованных лиц. Никакое подражание этим звуковым выражениям
не может так непосредственно действовать на пациентов, как их собственные аффективные возгласы,
собственное ускоренное и неравномерное дыхание, восклицания и крики. Поэтому во время
репродукции осуществляется магнитофонная запись именно того, что больные воспроизводят, их
возгласы, вздохи, дыхание, выкрики, плач. При прослушивании этих записей пациенты всегда
реагируют бурными эмоциональными разрядами, у них особенно живое отреагирование (Атанасов,
1970).
Методика А. А. проста и легкоосуществима. Во время репродукции больных, живо реагирующих
разговором, плачем и др., делают магнитофонную запись. В паузах, когда нет шумных порывов,
записывают дыхание (в это время микрофон подносится очень близко к губам больного). Вся запись
должна занимать около 15 минут. Если больной не репродуцирует, а только аффективно рассказывает о
своих психических травмах, записывают его высказывания. В любом случае больному сообщают о цели
записи, заверив его в том, что запись никогда не будет предоставлена третьим лицам, и строго
придерживаются этого. Во время сеанса пациент должен находиться в положении, удобном для
репродукции, лежа, расслабленным, с закрытыми глазами. Больные с большим вниманием относятся
к технической записи самих себя. После нее они часто продолжают репродуцировать. Запись обычно
прослушивается один раз в день или два раза подряд, после чего больному предоставляется отдых.
Несмотря на то, что отреагирование протекает исключительно бурно, отдельные сеансы обычно
короткие и не продолжаются более 15-20 минут. А. А. как методика создает ряд удобств для врача. Он
может сократить продолжительность как серии отреагирующих сеансов, так и отдельных процедур,
поручить вспомогательному персоналу проведение некоторых сеансов и наблюдение за больными. При
репродукции новых психотравм производят новую запись.
А. А. процедура, приводящая к сильному аффективному разряду и резко выраженным
вегетативным отклонениям. Нередко пациенты относятся к А. А. с недоверием, раздражением,
настороженно, но это касается, как правило, первых (1-3) сеансов. Далее аффективные разряды
исчезают, и больной начинает выслушивать собственные реакции (плач, крики и др.) с явным
спокойствием. Отреагирование и улучшение наступают сравнительно быстро, что отчасти искупает
переживания больных. Есть основания считать, что лечебный механизм А. А. тот же, что и при
|