Navigation bar
  Print document Start Previous page
 404 of 825 
Next page End  

была чужда трихотомия человека (дух, душа, тело) и свойственно особое понимание человеческой
личности, не в ее ипостасном, абсолютно персоналистическом значении, а через призму коллектива,
национального целого, реализуемое в обществе и через общество, базирующееся на ней.
Вопрос о дихотомии или трихотомии человека апостолом Павлом не решался специально, но
классический текст в I Послании к фессалоникийцам (V, 23) с бесспорно трехчастным пониманием
человека стал одной из аксиом при решении проблемы человека и мира.
Внутри христианских конфессий и деноминаций проблема человека преломляется, в частности,
через отношение к святоотеческому наследию и к аскетическому опыту. Так, например, такая категория
аскетики, как обожение, не свойственна миру неправославному. Отношение к аскетике в католицизме
(по монографии С. М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению», 1996), выражается в
выполнении и осуществлении 3 «евангельских советов» (целомудрие, нищета и послушание),
выполнение их евангельскими заповедями не требуется, и потому аскеза является выполнением не
должного, а сверхдолжного. В протестантстве отрицается само существование «евангельских советов» в
отличие от заповедей, а потому аскетизм в его понимании противен духу Евангелия. В православии
совершенство считается общехристианским требованием, «путем узким». Богословские концепции,
таким образом, входят в проблему человека во всей его полноте и не могут не отражаться на принципах
помощи и терапии.
Признак конфессиональности (церковности — в богословском понимании) выражает
определенную человеческую позицию и ситуацию при оказании и принятии психотерапевтической
помощи, в отличие от любого методологического или характерологического определения. Важно
отметить, что принцип доминанты, сформулированный А. А. Ухтомским (известным физиологом,
прежде получившим образование в Духовной академии), рассматривался им самим в неразрывной связи
с законом заслуженного собеседника: «Мы видим во встречном человеке преимущественно то, что по
поводу встречи с ним поднимается в нас, но не то, что он есть. А то, как мы толкуем себе встречного
человека (на свой аршин), предопределяет наше поведение в отношении его, а значит, и его поведение в
отношении нас». П. п. в своих основах близка к личностно-ориентированной психотерапии — она
ориентирована на видение человека, созданного по образу и подобию Божию.
В понимании личности христианство дало наиболее полное раскрытие заложенного в человеке
неповторимого начала. Архимандрит Киприан (Керн) тонко заметил в связи с этим, что
эллинистическая мысль не нашла даже выражения для личности, греческий язык Платона и Плотина для
обозначения индивидуальности использовал производное от местоимения «каждый». В период
богословских споров вокруг тринитарного и христологического догматов была определена основа для
обозначения человеческого лица, осознано Божественное происхождение личности, ее духовность.
Богословие выработало понятие ипостаси как самостоятельного «бытия в себе», т. е. понятие,
определяемое в современном словаре словом «личность». Личность прежде всего духовна, а не только
«индивид» как «часть вида». П. п., условно говоря, ипостасно-ориентированная, понимание человека
как личности неотделимо от богословской антропологии с нюансами понимания духа, души и тела. Для
психотерапии практической крайне важно понимать не только многогранность личности, но и ее
многоуровневость.
Ветхий и новый человек, внешний и внутренний, плотский, душевный, духовный — не образы, а
понятия. Личность или человеческая ипостась объемлет все части этого естественного состава.
Проблема дихотомии и трихотомии снимается при внимательном прочтении творений отцов Церкви, в
частности святого Исаака Сирина (1911), объединившего идею двуприродности человека («человек
составлен из двух частей, т. е. из души и тела») и представление о трехчастном строении человека («три
суть мысленные способа, по которым ведение восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах,
какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть:
тело, душа, дух»). Внешний, внутренний и совершенный человек — своего рода лествица (среди
современных авторов этой темы коснулись А. Позов (1996) в Испании и Н. Носов (1995) в России).
Епископ Варнава (Беляев), автор монографии «Основы искусства святости» (1995-1997), отмечал, что
святые отцы, говоря о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают в
отношении не только плотского человека, но и человека, борющегося со страстями, и даже святого. По
его определению, они изучают духовную жизнь в 3 срезах (духовном, душевном и плотском) по 3
Hosted by uCoz