распространенным «комплексом неумения», смущением перед непривычным занятием. Это тесно
связано с выработкой установки на дальнейшее лечение, так как от степени личного участия, активности
больного, его вовлеченности в работу зависит эффективность терапии. Информативный этап работы
включает ознакомление больного с основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве
самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок. На этом этапе решаются вопросы
социально-коммуникативного характера. Совсем не обязательно придерживаться какого-либо жесткого,
строго определенного набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные
области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами. Темы предлагаются по-разному.
Степень представления инициативы в группе зависит от этапа ее работы. На начальных этапах работы
группы более целесообразным является выдвижение тем арттерапевтом, в дальнейшем активность
предоставляется участникам группы. Темы должны предлагаться в определенной последовательности,
учитывающей, во-первых, естественное сопротивление пациентов, не умеющих рисовать или лепить
людей, и, во-вторых, первоочередные задачи группы. Собственно формулировка темы не является
самоцелью. Основным требованием к теме является ее потенциальная способность вызывать
последующее обсуждение.
Когда пациент преодолевает сопротивление, что можно определить по уменьшению
формальности в работе, арттерапевт может приступать к непосредственному решению лечебных задач.
Изобразительное творчество усиливает действие словесного самовыражения. Рисунок, лепка, вышивка
и др. это не просто более широкое раскрытие сообщаемого, но и документ, к которому можно
вернуться в будущем. Поэтому арттерапевт может советовать пациенту записывать мысли, которые
возникли у него в ходе работы.
Преимущество А. заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов,
составить мнение, на каком этапе жизни находится больной, в рисунках и поделках могут находить
отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, а
также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в
изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения. Ландгартен (Landgarten H.,
1981) настоятельно рекомендует пациентам возвращаться к своим старым работам «для усиления
инсайта и уяснения динамики». Считается важным и выявление индивидуальной символики каждого
больного, которая может выражать его стремления в разные моменты жизни.
Обычно А. популярна среди больных, хотя здесь не приходится говорить о спонтанной
творческой активности. Такое отношение к изобразительному творчеству можно рассматривать с точки
зрения его влияния на терапевтический процесс, поскольку успех во многом зависит от того, как
больные воспринимают эти занятия, что и определяет их эффективность. Представление больных о
положительном терапевтическом эффекте занятий оказалось во многом обусловленным
положительными эмоциями от впечатления о своих работах и общей установки больного на лечение. В
группе арттерапии и эстетические и внеэстетические эффекты лечебного воздействия тесно
переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами, например возможностью большего
коммуникативного воздействия творчества на одну и ту же тему, катарсическим и катализирующим
влиянием, изменением самооценки и способностью к преодолению фрустраций. Группу арттерапии, в
сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии,
в котором изобразительное творчество
используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного
результата. Более целесообразно использовать в практике только длительное лечение (иногда несколько
занятий подряд), прежде всего чтобы не упускать воздействия чистого творческого фактора. Кроме того,
длительное занятие, оставляя пациента наедине с проблемой на более долгий срок, заставляет его
глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и
добиваясь катарсиса.
При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается
чувство групповой сплоченности, солидарности. Группы обычно состоят из 8-10 человек. Активное
участие в А. является обязательным условием для всех членов группы. Начало групповой работы
обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл А. для
функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на
первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с
изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс А. перестает быть
|