проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре
внимания оказывается не само произведение, а его автор. Начинается аналитическое обсуждение,
связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам,
серьезные и обобщающие оценки, эмоции.
Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки,
изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в
рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к
обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к
интерпретирующим, так как интерпретации арттерапевта воспринимаются остальными членами группы
с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта
при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе
занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.
В психотерапии больных неврозами А. приобретает все большее значение (Хайкин Р. Б., 1977;
Сабинина-Коробочкина Т. Т. и др., 1982, Подсадный С. А., 1999). О лечебно-адаптационной роли А.,
даже при резистентных формах психопатий, свидетельствует опыт М. Е. Бурно, который подчеркивает,
что терапия творчеством является важным компонентом индивидуальной и групповой психотерапии.
АССЕРТИВНЫЙ ТРЕНИНГ. Непосредственной целью А. т. является тренинг уверенного
поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в
себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели,
потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие
«уверенность» предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и
действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно
реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от
социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные
притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует
редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т.
реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в
реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать
требования; 2) говорить «нет» и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание
на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам А. т. относятся:
поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное
обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и
самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.
Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение
уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно
откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица,
с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для
неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие
попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором
проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать
другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального
(неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному
или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы,
за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап «открытых
глаз» означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека?
Каковы мои права в специфических социальных ролях супруга или родителя? такие вопросы часто
провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать
изменяться: «У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику», «Я
имею право устанавливать собственные приоритеты», «Я имею право сказать "нет" без чувства вины».
А. т. влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку
тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.
В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся
|