нарушений, которые могут быть объяснены «недостатками поведения», такими как неспособность
человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный
конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности. Определение проблемы
отправная точка всех размышлений, касающихся выбора методов. На его основании разрабатывается
стратегия психотерапии это та руководящая линия, которая определяет применение метода или
нескольких методов для достижения психотерапевтической цели.
При оптимальном эклектическом
выборе психотерапевтических методов принимаются во внимание такие факторы, как проблема и
понимание ее пациентом, личность и способности пациента, личность и способности психотерапевта,
объем времени, отводимого для психотерапии.
Принцип плюрализма методов, осуществляемый в проблемно-ориентированной психотерапии,
предполагает:
1) активизацию сознания,
2) изменение шаблонов мышления и установок,
3) решение проблем,
4) изменение поведения,
5) активизацию переживаний,
6) расслабление и улучшение восприятия пациентом своего тела,
7) поддержку,
8) системные изменения.
Если в выбранной психотерапевтом стратегии предполагается использование методов
активизации сознания, то в рамках терапии речь идет в первую очередь не об осознании аспектов,
связанных с инстинктами, а о выявлении неосознаваемых конфликтов в отношениях, об объяснении
социальных мотивов или схем отношений. Поэтому психоаналитические концепции в виде новой
трактовки объектных отношений применяются в проблемно-ориентированной терапии в ходе анализа и
при определении проблемы. При активизации сознания используются выбор определенного
психодинамического фокуса, конфронтация,
интерпретация в виде гипотезы, спонтанный перенос (не
провоцируется невроз переноса), работа со сновидениями (прежде всего с открыто проявляющимся
содержанием сновидения), сном наяву и фантазиями.
В этом виде терапии интегрированы также когнитивные методы изменения привычных схем
мышления и установок, используемые для решения проблем. Кроме передачи информации применяются
методы распознавания и изменения мешающих схем мышления и неадекватных установок (таких, как
сверхобобщение, мышление по типу «все или ничего», преувеличение, избирательное восприятие,
эмоциональное мышление, произвольные и иррациональные выводы, противопоставление
достоинствам недостатков, нормативное мышление, утопические ожидания, автоматические мысли).
Мешающие схемы мышления и неадекватные представления могут быть изменены с помощью
сознательного когнитивного процесса. Для этого необходимы следующие шаги:
1) распознавание прежде всего автоматических мыслей;
2) вербализация;
3) анализ (эмпирический, логический, прагматический);
4) изменения. При изменении установки важно опробовать ее на практике с использованием
новых стратегии решения проблемы.
Этот процесс следует разделить на расположенные в логической последовательности шаги:
1) создание позитивной установки «проблема может быть решена»;
2) субъективное изложение проблемы пациентом,
3) системный анализ проблемы;
4) дифференцированное оперативное определение проблемы (обычно происходит уточнение,
переформулировка прежнего звучания проблемы);
5) безоценочный поиск альтернативных решений (применение «направленных, свободных
ассоциаций»);
6) реалистическая оценка альтернатив (выбор реальной возможности);
7) принятие решения и его осуществление;
8) проверка результатов.
|