Navigation bar
  Print document Start Previous page
 416 of 825 
Next page End  

нарушений, которые могут быть объяснены «недостатками поведения», такими как неспособность
человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный
конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности. Определение проблемы —
отправная точка всех размышлений, касающихся выбора методов. На его основании разрабатывается
стратегия психотерапии — это та руководящая линия, которая определяет применение метода или
нескольких методов для достижения психотерапевтической цели.
При оптимальном эклектическом
выборе психотерапевтических методов принимаются во внимание такие факторы, как проблема и
понимание ее пациентом, личность и способности пациента, личность и способности психотерапевта,
объем времени, отводимого для психотерапии.
Принцип плюрализма методов, осуществляемый в проблемно-ориентированной психотерапии,
предполагает:
1) активизацию сознания,
2) изменение шаблонов мышления и установок,
3) решение проблем,
4) изменение поведения,
5) активизацию переживаний,
6) расслабление и улучшение восприятия пациентом своего тела,
7) поддержку,
8) системные изменения.
Если в выбранной психотерапевтом стратегии предполагается использование методов
активизации сознания, то в рамках терапии речь идет в первую очередь не об осознании аспектов,
связанных с инстинктами, а о выявлении неосознаваемых конфликтов в отношениях, об объяснении
социальных мотивов или схем отношений. Поэтому психоаналитические концепции в виде новой
трактовки объектных отношений применяются в проблемно-ориентированной терапии в ходе анализа и
при определении проблемы. При активизации сознания используются выбор определенного
психодинамического фокуса, конфронтация,
интерпретация в виде гипотезы, спонтанный перенос (не
провоцируется невроз переноса), работа со сновидениями (прежде всего с открыто проявляющимся
содержанием сновидения), сном наяву и фантазиями.
В этом виде терапии интегрированы также когнитивные методы изменения привычных схем
мышления и установок, используемые для решения проблем. Кроме передачи информации применяются
методы распознавания и изменения мешающих схем мышления и неадекватных установок (таких, как
сверхобобщение, мышление по типу «все или ничего», преувеличение, избирательное восприятие,
эмоциональное мышление, произвольные и иррациональные выводы, противопоставление
достоинствам недостатков, нормативное мышление, утопические ожидания, автоматические мысли).
Мешающие схемы мышления и неадекватные представления могут быть изменены с помощью
сознательного когнитивного процесса. Для этого необходимы следующие шаги:
1) распознавание прежде всего автоматических мыслей;
2) вербализация;
3) анализ (эмпирический, логический, прагматический);
4) изменения. При изменении установки важно опробовать ее на практике с использованием
новых стратегии решения проблемы.
Этот процесс следует разделить на расположенные в логической последовательности шаги:
1) создание позитивной установки «проблема может быть решена»;
2) субъективное изложение проблемы пациентом,
3) системный анализ проблемы;
4) дифференцированное оперативное определение проблемы (обычно происходит уточнение,
переформулировка прежнего звучания проблемы);
5) безоценочный поиск альтернативных решений (применение «направленных, свободных
ассоциаций»);
6) реалистическая оценка альтернатив (выбор реальной возможности);
7) принятие решения и его осуществление;
8) проверка результатов.
Hosted by uCoz