уровне как контрперенос. Это скорее чувства психотерапевта, которые он может попытаться
подвергнуть рефлексии. Четвертый уровень «уровень стечения обстоятельств». На этом уровне
отношения имеют место в тех случаях, когда психотерапевт увязывает то, что представляет для него
проблему, с пациентом и его переносом. На «уровне стечения обстоятельств» прошлый опыт
психотерапевта оказывается помехой психотерапии. Термин «контрперенос» используется лишь в этом
смысле.
2-я ступень пациент излагает свою точку зрения на проблему. Предлагается понятие
«субъективной теории болезни». Одним из центральных элементов терапии является внимание к
теоретическим концепциям пациента, особенно если они связаны с его проблемной ситуацией.
Подчеркивается, что психотерапевтические вмешательства эффективны лишь тогда, когда
встраиваются в конструкцию, созданную пациентом. Важно понять внутренние связи «субъективных
теорий болезни», поскольку часто именно в них заключается настоящая проблема, тормозящая решение
или делающая его невозможным.
3-я ступень анализ проблемы. Рекомендуется проводить анализ проблемы по следующей
схеме:
1) условия в настоящее время (внимание уделяется так называемой актуальной порождающей
ситуации, последствиям проблемы для пациента и его окружения);
2) история жизни пациента. Эта часть анализа проблемы направлена преимущественно на тот
этап жизни пациента, который соответствует первому проявлению проблемы, а также периоду,
наступившему после этого;
3) функциональное значение. Ответ на вопрос о значении проблемы следует искать не в
попытках проникнуть в область внутриличностных конфликтов, а в конкретных, понятных
межличностных отношениях здесь и теперь, в партнерских связях, в семье, на работе.
4-я ступень определение проблемы, постановка цели и планирование психотерапии.
Определение проблемы, основывающееся на убеждениях пациента и его объяснениях причин болезни,
должно быть сформулировано общедоступным языком. Здесь нет места сложным психодинамическим
гипотезам, где принимаются во внимание лишь неосознаваемые процессы. Цель психотерапии должна
быть конкретной, оперативной, т. е. содержать указания на необходимые действия, и реалистичной с
учетом рамок 15-20 психотерапевтических сессий. В случае сомнений цель лучше несколько снизить,
чтобы увеличить шансы на успех. При планировании психотерапии и выборе стратегии ее
осуществления рекомендуется руководствоваться прагматическими соображениями. В соответствии с
основной концепцией терапии не существует никаких возражений против комбинированного
использования различных методических подходов (например, психодинамического и одновременно
когнитивно-поведенческого методов).
5-я ступень проработка проблемы и перенос полученных изменений в реальную жизнь, за
пределы психотерапии. При проработке проблемы используется один или несколько методов
психотерапии. При этом следует подавлять две тенденции:
1) к расширению проблематики психотерапии, когда обсуждению подвергаются вновь и вновь
возникающие важные проблемы;
2) к избеганию пациентом обсуждения главной проблемы. Основная цель проработки
достижение такого понимания своей проблемы пациентом и овладение такими стратегиями
преодоления, которые позволили бы ему после завершения психотерапии более успешно справляться с
испытываемыми им трудностями и самостоятельно работать над своими проблемами.
6-я ступень завершение психотерапии. Окончание курса психотерапии и расставание
пациента с психотерапевтом становится главной темой трех-четырех последних сессий. Если
проблематика пациента прорабатывается сознательно и откровенно, то он начинает ориентироваться на
поведение психотерапевта, служащее для него моделью.
Для проблемно-ориентированной психотерапии показаны все нарушения, вызванные
распознаваемыми причинами. При этом речь идет скорее о четко выраженных нарушениях. К ним
относятся в первую очередь острые депрессии, состояние страха, фобии, острые реакции на высокую
нагрузку, истерические и функциональные психосоматические нарушения, а также «нервные срывы»,
если они не могут быть устранены антикризисными мерами. Этот вид терапии показан также в случаях
|