3) плюрализм методов;
4) структурированность.
_Ориентированность на проблему._ Под проблемой авторы понимают чрезмерность требований,
предъявляемых к адаптационным возможностям пациента. Симптомы же представляют собой лишь
один из аспектов проблемы. Ориентированность на проблему означает, что целью психотерапии
является устранение не только симптомов, но и стоящих за ними проблем. Обычно пациенты приходят
с жалобами на многочисленные трудности, испытываемые ими в жизни. При проблемном подходе
психотерапевт совместно с пациентом определяет главную проблему, решение которой возможно за
ограниченное время, или же проблему, для решения которой сейчас может быть разработана стратегия,
а само ее решение осуществляется позже.
_Ориентированность на пациента._ Этот принцип означает, что психотерапевтическая работа
строится в первую очередь в зависимости от характера проблемы пациента, понимания ее, его
представления о цели психотерапии. Психотерапевт должен вдуматься в модель объяснения,
предлагаемую пациентом, проанализировать ее вместе с ним и затем предложить определение
проблемы, содержание конкретной стратегии ее решения. Важно, чтобы психотерапевтический процесс
был возможно более «прозрачным» для пациента.
_Принцип методического плюрализма_ означает не беспорядочное обращение к множеству
психотерапевтических методов, а дифференцированное использование их для решения частных задач.
Психотерапевт в своей работе руководствуется не теорией того или иного психотерапевтического
направления, а прежде всего решает практическую задачу: как за непродолжительное время, отводимое
на краткосрочную психотерапию,
можно наилучшим образом добиться изменений, соответствующих
принятым совместно с пациентом реалистическим целям психотерапии.
_Принцип структурирования_ проявляется как во внешнем, так и во внутреннем аспектах
процесса психотерапии. Внешнее структурирование связано с лимитом времени, психотерапия
ограничена 15-20 сессиями, 1 раз в неделю, продолжительностью от 25 до 50 минут в соответствии с
заключенным контрактом. Внутреннее структурирование включает основные составляющие, или
ступени, процесса психотерапии:
1) отношение психотерапевтпациент,
2) понимание проблемы пациента,
3) анализ проблемы,
4) определение проблемы,
5) проработка проблемы,
6) завершение психотерапии.
Придание психотерапевтическому процессу определенной структуры в виде примерного
ступенчатого плана помогает психотерапевту ориентироваться в своих действиях, и хотя на практике
психотерапевтический процесс протекает по-разному, как правило, к середине курса психотерапии
следует достичь 5-й ступени (проработка проблемы), чтобы осталось достаточно времени для
конкретного осуществления изменений и своевременного завершения психотерапии. Ниже приводится
краткое описание отдельных ступеней психотерапии.
1-я ступень создание устойчивых межличностных отношений и конструктивных рабочих
отношений между пациентом и психотерапевтом. Выделяется несколько уровней (качеств) отношений.
Первый показатель качества отношений обычные (нормальные) межличностные отношения,
свободные от ролевой игры, бывают кратковременными, спорадическими и спонтанными, обычно в
начале и конце психотерапии. Второй показатель качества отношений назван «рабочим союзом по
Гринсону». Эти преимущественно рациональные отношения определяются психотерапевтическим
контрактом,
другими словами, теми ролями, которые играют пациент и психотерапевт. Третий
уровень отношений «уровень проблем», который обычно связывают с переносом и контрпереносом.
Психоаналитическая концепция отношений (переносконтрперенос) в данной терапии выступает в
несколько измененном виде. Часть проблематики пациента может заключаться в том, что он
распространяет свой прошлый опыт на психотерапевта и это проявляется в иррациональных,
анахроничных и неосознаваемых реакциях (перенос). Интерпретация этих реакций используется в
ограниченном объеме. Кроме того, авторы отказываются трактовать реакции психотерапевта на этом
|