которым индивид «привык», вызывают значительно более слабые эмоциональные реакции, так как
лицо, пережившее подобный вид стресса, сумело выработать защитные механизмы против него. Так
называемый иммунизирующий эффект против стрессовых ситуаций, а также против ситуаций тревоги,
страха и боли достигается благодаря тому, что пациента заранее учат, как и какими интеллектуальными
приемами следует пользоваться при возникновении этих ситуаций. После завершения фаз обучения,
тренировки и применения навыков пациент уже не зависит только от внешних условий и ситуаций и
может использовать свои эмоциональные реакции как инструктивные раздражители для когнитивного
преодоления стресса. Эмпирическое обоснование метода и тренировок с помощью самоинструкций
находится еще в начальной стадии, что вполне понятно, если учесть, что метод Мейхенбаума стал
применяться совсем недавно.
См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.
ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» В ПСИХОТЕРАПИИ. Один из принципов психотерапии,
означающий концентрацию пациента или группы на процессах, происходящих в данный конкретный
момент и в данном месте, на актуальных взаимоотношениях, взаимодействиях и переживаниях. Ряд
психотерапевтических школ постулирует этот принцип в качестве ведущего (гештальт-терапия, группы
встреч и пр.), другие сочетают его с прошлым опытом (психодрама, групповая психотерапия).
Ориентация на П. «з. и т.» в п. в большей степени характерна для психотерапевтических школ,
принадлежащих к «опытному» направлению в психотерапии. Важное значение имеет П. «з. и т.» в п. и
для групповой психотерапии. По сути, этот принцип указывает на специфику групповой психотерапии
как метода, использующего групповую динамику. В основе его лежит представление, согласно которому
межличностные взаимодействия пациентов в группе, их поведение, переживания есть точное
отражение их межличностных взаимодействий в реальной жизни, вне группы. Анализируя собственные
межличностные взаимодействия в группе, переживания, возникающие в процессе общения с другими,
пациенты получают возможность увидеть и осознать присущие только им особенности поведения и
эмоционального реагирования, проблемы и конфликты, которые характерны для них и проявляются в
самых разнообразных ситуациях как в группе, так и вне ее. П. «з. и т.» в п. эффективен при условии,
когда участники группы не просто вместе «проживают» различные ситуации, но ищут (и находят)
ответы на вопросы: «что происходит?», «как происходит?», «почему происходит?»
П. «з. и т.» в п. основа работы психотерапевтической группы,
однако это не исключает
одновременного использования материала в рамках «там и тогда» (прошлое пациента) и «там и теперь»
(актуальная ситуация пациента вне группы). Это усиливает групповую сплоченность, повышает степень
доверия в группе, принятия пациентами друг друга, а также способствует осознанию содержания
обратной связи,
позволяя пациенту соотнести свое актуальное поведение с поведением в реальной
жизни и прошлым опытом.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА,
ТОММЕНА. Проблемно-ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80-х гг.
швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом
(Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой индивидуальный краткосрочный
интегративный метод психотерапии, включающий элементы психоанализа, когнитивно-поведенческой
психотерапии, гештальт-терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Этот метод развился на
основе краткосрочной психодинамической психотерапии Малана (Malan D. Н.) и Манна (Mann J.) в
связи с возросшими потребностями в активной, структурированной и недорогой по стоимости
психотерапии, способной помочь возможно большему числу пациентов. Авторы не претендуют на
основание новой школы. Они сосредоточили внимание на основных составляющих элементах
психотерапевтической практики и возможностях прагматического и нешаблонного решения
возникающих в ее ходе проблем. Подчеркивается важность такого неспецифического фактора, как
выраженная направленность психотерапии на решение конкретной проблемы. Поэтому главной целью
данного метода психотерапии является улучшение способности пациента решать свои проблемы. Это
должно позволить ему стать в конце психотерапии своим собственным психотерапевтом.
Основными принципами проблемно-ориентированной психотерапии являются следующие:
1) ориентированность на проблему;
2) ориентированность на пациента;
|