эмоционального состояния в целом. В этой фазе пациент должен быть сенсибилизирован к
инструктивно указанным причинам появляющегося страха или тревоги, чтобы своевременно
распознавать стрессовую ситуацию, а также связанную с ней реакцию и альтернативно реагировать на
них.
В фазе тренировки пациента знакомят со всем известным науке спектром возможностей, с
помощью которых он сможет контролировать состояние надвигающейся тревоги или страха, а также
управлять своим поведением в стрессовой ситуации. Наряду со сбором информации о стрессе сюда
относится также обучение приемам снятия стрессового напряжения. Особое значение придается
когнитивным реакциям, направленным на преодоление стресса. Процесс когнитивного преодоления
стресса можно разделить на четыре этапа, для каждого из которых характерны различные стрессоры и
возможности преодоления: подготовка к стрессору, конфронтация со стрессом, предчувствие грозящей
опасности, самоутверждение (самовнушение).
На этапе подготовки к стрессору пациент пытается сориентироваться, выясняет, что делать,
убеждается в наличии у него возможности справиться со стрессом, например: «Что следует немедленно
предпринять, как поступить?», «Ты способен разработать стратегию преодоления!», «Нервничать и
волноваться бесполезно: это делу не поможет. Подумай, что можно сделать в этой ситуации».
На этапе конфронтации со стрессом пациент должен вспомнить, что ему следует делать при
встрече со стрессовой ситуацией: постепенно приспособиться к ней, расслабиться, не впадать в панику
и т. п., например: «Ты способен справиться со всеми проблемами и трудностями!», «Делай одно за
другим, с ситуацией можно справиться!», «Дыши глубже, сделай глубокий вдох, все будет в порядке, ты
сумеешь взять ситуацию под свой контроль!».
На этапе предчувствия грозящей опасности пациент предугадывает наступление реальной
опасности и принимает меры по предупреждению паники, например: «Сконцентрируйся на самом
главном!», «Что следует делать дальше?», «Страх не подавить, но я знаю, как мне надо себя вести», «Моя
тревога это сигнал, говорящий, что я должен расслабиться», «Скоро это пройдет, бывало и хуже».
На этапе самоутверждения (или, точнее, самовнушения) пациент прибегает к самовнушению,
которое укрепляет его уверенность в собственных силах и возможности справиться со стрессом и
закрепляет навыки преодолевающего стресс поведения, например: «Ура! Я справился! Получилось!»,
«Каждый раз, когда я тренируюсь, мне становится все легче преодолевать стресс», «Я могу гордиться
своими успехами в преодолении таких ситуаций».
При выработке и усвоении конкретных самовербализаций психотерапевт должен
инструктировать пациента, однако самые эффективные стратегии преодоления разрабатывает, как
правило, сам пациент. Поэтому фразы «первой помощи» при наступлении стресса не следует
формулировать жестко. В этой фазе тренировки могут помочь маленькие записки (в бумажнике, на
спичечном коробке и т. п.). Психотерапевт моделирует легкую стрессовую ситуацию, в которой пациент
может упражняться в использовании самоинструкций для преодоления стресса. Психотерапевт вместе с
пациентом решает, какие именно ситуации надо моделировать, например, ситуации, возникающие в
процессе общения с окружающими в быту, на работе и в других социальных сферах; сюда же относятся
ожидание разного рода неудач, провалов, моделирование неловкого положения, в котором может
оказаться пациент. Эти ситуации должны создавать повышенную нагрузку для психики пациента и
приводить к стрессу.
В следующей фазе усвоенные пациентом навыки используются для преодоления стресса в
контролируемых психотерапевтом ситуациях. Для этого пациент должен либо разыграть (представить и
изобразить), либо «спровоцировать» стрессовую (конфликтную) ситуацию. Эта фаза в значительной
степени и дала название психотерапевтическому методу, предложенному Мейхенбаумом, который
исходил из того, что таким способом можно достигнуть известного иммунизирующего эффекта при
ситуациях, ведущих к стрессу с чувством тревоги и страха. Пациента заранее обучают тому, как в
зависимости от ситуации применять тот или иной способ ее преодоления и как пользоваться
различными инструктивными раздражителями в качестве «провокаторов» когнитивных реакций
преодоления.
Научное изучение и обоснование описанного метода позволило сделать вывод, подтвержденный
также исследованиями в области наказаний за преступления и правонарушения: стрессовые ситуации, к
|