Резонно заметить, что Святые отцы не знали П. п. как таковой, но она пребывала в жизни
Церкви и в ее проповеди как факт и ныне явлена как ответ на запрос времени.
ПРЕГРУППОВАЯ ТЕХНИКА ЛОНЕРГАН. Концепция Лонерган (Lonergan E. С.) представляет
собой не столько собственно методический прием, сколько изложение ее опыта об особенностях
групповой психотерапии больных с грубой соматической патологией, для которых характерен уход в
себя, углубленная фиксация на собственных переживаниях. Работа с такими больными имеет ряд
свойств, требующих модификации обычных технических приемов ведения группы.
Когда больные с тяжелыми нарциссическими конфликтами и грубыми соматическими
расстройствами впервые собираются для проведения групповой психотерапии, они проводят
значительное время в так называемой нарциссической фазе группового развития, которую Лонерган
называет прегруппой. Прегруппа имеет две стадии: стадия «параллельных» разговоров, завершающаяся
признанием членами группы существования друг друга, и стадия, в которой члены группы используют
друг друга и группу в целом для удовлетворения собственных нарциссических потребностей. Для того
чтобы группа вошла в «фазу доверия», ее члены должны осознать, что окружающие не являются
бессознательным продолжением их собственного «Я», не присутствуют с целью удовлетворения их
нарциссических нужд, а представляют собой людей, имеющих собственные запросы, способных
обидеться и с которыми поэтому надо считаться. Прегруппа перерастает в группу, когда ее члены
начинают реагировать друг на друга не только в собственных интересах, чувствуя при этом, что они
находятся в безопасной обстановке и могут доверять друг другу. Когда группа избавляет больного от
эмоциональной работы по мобилизации и поддержке нарциссической защиты, иными словами, когда
она позволяет ему переключиться, расслабиться и избавиться от фиксации на собственных проблемах,
высвобождается энергия. Это благоприятный момент для того, чтобы психотерапевт (или направляемая
им группа) мог обратиться к кому-то напрямую, вовлекая его в продуктивную групповую работу. Лица с
тяжелыми соматическими нарушениями обычно могут говорить, однако совершенно не умеют слушать.
Психотерапевту приходится учить их тому, что слушать столь же важно, как и говорить, при этом он
использует специальное подкрепление эффективного выслушивания. Психотерапевт должен помочь
больным обрести взаимосвязи между своим внутренним миром и внешними обстоятельствами, на
которые он выводит их конкретной, простой вербальной стимуляцией.
ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА. Метод разработан Мейхенбаумом
(Meichenbaum D., 1974, 1977, 1985) как способ преодоления стрессовых ситуаций общей природы.
Отправной точкой метода является самовербализация факторов, предшествующих стрессовой ситуации,
сопровождающих ее и следующих за ней.
Психотерапевтический процесс (тренировка в преодолении стресса) включает несколько
последовательных фаз. В фазе обучения анализируются возникающие проблемы и дидактически
выявляются возможности преодоления стресса. В фазе тренировки проводится практическое обучение
конкретным навыкам по преодолению стрессовых ситуаций и их тренировка в заданных и
контролируемых условиях. В фазе применения навыков используются усвоенные приемы преодоления
стрессовых ситуаций.
Назначение фазы обучения состоит в том, что пациент достигает рационального понимания
природы возникновения и способов поддержания своей реакции на стресс. Одновременно с этим
психотерапевт обучает его конкретным приемам преодоления проблемных ситуаций. Эта фаза
начинается с анализа проблемы, в ходе которого основное внимание пациента обращается на то, что
необходимо говорить самому себе в критической ситуации и какие мысли при этом обычно появляются
у человека. Мейхенбаум (1977) приводит различные диагностические способы выявления вариантов
поведения и мыслей при стрессовых ситуациях: обследование пациента, диагностическое исследование
поведения, групповая дискуссия,
анализ ситуаций, домашние задания. Вслед за функциональным
анализом психотерапевт описывает стрессовую реакцию пациента на примере модели эмоционального
возбуждения. По Мейхенбауму, при эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию решающее
значение для формирования той или иной эмоции имеет, наряду с физиологическим компонентом,
стигматизация возбуждения, его когнитивный компонент. Вербализация пациентом собственных
эмоций является ведущим звеном их когнитивной составляющей. И если удается изменить эти
самоинструкции, то происходит изменение и физиологической составляющей эмоций, и
|