самостоятельное направление, отдельное от клинической психиатрии.
На современном этапе интеграционные процессы Церкви и медицины происходят в вопросах
психиатрии и наркологии, оставив проблему терапии души без должного внимания, хотя признается,
что успехи «тесно связаны с повышением уровня духовности в обществе, с развитием высоких
морально-нравственных качеств каждого человека, с перестройкой межчеловеческих отношений в духе
гуманности и милосердия». На официальном уровне нет сопоставления наличных знаний о природе
заболеваний и недугов, теоретических и эмпирических основ понимания страждущего человека.
Предполагаемая высокообразованность деятелей Церкви позволила внешне согласиться на понимание
языка мирской науки, веротерпимость светских специалистов допустила право на специфичный
терминологический аппарат в богословии, а в результате стала процветать практика псевдоцелителей и
колдунов, построенная на синкретической ложной мистике и магизме, которые вредны медицине и
религии в плане уровня социального статуса, а человеку опасны для сохранения физического и
психического здоровья, не говоря о спасении души. П. п. как помощь ближнему призвана преодолеть
методологическую недоговоренность, вооружившись духовно-врачебной мудростью
нематериалистического постижения человека в его цельности и положительными знаниями
естественных наук.
Насущная проблема П. п. состоит в формулировании терминологии своей теоретико-
методологической основы, она не решена в полной мере. Трудность не только в соотнесении научных и
святоотеческих понятий и категорий, но и в соотнесении особенностей мышления восточно-
христианского и западноевропейского. Методологическая, а следовательно, и понятийная разделенность
проистекает настолько же из мировоззренческих категорий, как и из интеллектуальной культуры,
которая задает мыслительные категориальные конструкции для способа понимания объекта
исследования. Применительно к психологии и психотерапии эта проблема имеет особенно острый
характер, так как сталкивается с реальной психологией реально живущих людей, с их ментальностью,
языковой культурой, образом жизни, освященным в равной степени традицией и повседневностью.
Например, на языке наших отцов самого слова «мистика» нет, это понятие западного
происхождения, которому лучше всего соответствует «стяжание Святого Духа». Поэтому то духовное
делание, которое на Западе называют мистикой, а у нас не имеет такого определенного и узаконенного
наименования, представляется в учении наших отцов прежде всего как благодатное состояние. Но через
школьное богословие и русскую религиозную философию расширился синонимичный ряд и для
понятий духовного порядка (как пример понятия мистика и мистическое, при употреблении которых
пишут одно, а имеют в виду иное). В речи психотерапевта может преобладать разговорный язык,
отражающий особенности мышления (так, всем понятно, что душа это не то, что психика), но некоторые
понятийные конструкты даже в разговорном языке имеют смысловые оттенки западного мышления.
Язык беседы и язык научных интерпретаций в центре внимания П. п. При этом надо помнить
предостережение архимандрита Киприана (Керна), что нельзя стилизовать отцов под наши понятия,
нельзя, ища привычные методологические приемы, навязывать им наши выводы и ограничивать их
нашими предпосылками. До конца познать глубину можно, только приобщившись к их духовному
опыту.
В свою очередь, нельзя свести духовный опыт даже к таким важным понятиям, как вера и
религиозность, которые успешно интегрированы в некоторые зарубежные психотерапевтические
направления, и методы и место им в них определено по достоинству высокое. Отрыв от церковной
традиции связан с объективными обстоятельствами исторического порядка, отказ от наследования ее
проявление духовной гордыни. Самодостаточный научный поиск при видимой методологической
последовательности вдруг открывает то Христа без Церкви, то Церковь без Христа. Видимая твердая
опора на Евангелие с исключением значения Священного предания, т. е. опыта, ведет к проповеди
частного мнения (отсюда многочисленность доминаций в неортодоксальном христианстве и
харизматические движения, перестраивающие жизнь вовлеченных в них по самочинию основателя).
Преемственность проявление соборности, а соборность это не коллегиальность, в
противоположность авторитаризму и тоталитарности, а «единство во множестве», согласное обобщение
с учетом накопленного опыта. В основании П. п. лежит этот опыт, исключающий возможность
экпериментаторства над человеком, совлечения его с пути спасения в процессе оказания помощи.
|