явлением ненормальным и даже заслуживающим порицания или путем избранных. Такое
представление на века оставило всю ценность аскетических знаний, наблюдений и опыта. На самом
деле аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и
способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом,
послушным, удобным орудием для осуществления в человеческой личности вечной жизни; аскетизм
является моментом христианского освящения, поскольку для осуществления последнего необходимы и
всякое внутреннее усилие заботы, попечения, молитвы, и всякое внешнее борение и преодоление
препятствий. Среди аскетических правил есть общеизвестные труд и воздержание, а многие
аскетические положения, психологические по своей сути, легли в основу большинства
психотерапевтических школ. Возникает вопрос о месте и качестве употребления этих советов, поскольку
цель направлена на помощь человеку. Основным, общим и наиболее характерным принципом аскетики
является ведение и разумение, лежащие в основе рациональной психотерапии.
Самым значительным
трудом по аскетизму можно назвать монографию С. М. Зарина «Аскетизм по православно-
христианскому учению» (1996); новый опыт анализа аскетической традиции представил С. С. Хоружий
в «Аналитическом словаре исихастской антропологии» (1995). Эволюция антропологических знаний
детально исследована в диссертации архимандрита Киприана (Керн) «Антропология св. Григория
Паламы». При этом сами творения отцов, учителей и аскетов являются живоносным источником,
некоторые представляют собой суммарное изложение накопленного опыта, как, например, Творения
аввы Евагрия, Поучения аввы Дорофея, Духовные беседы преподобного Макария Египетского, Творения
преподобного Максима Исповедника и многих других (Иоанна Кассиана Римлянина, святого Ефрема
Сирина, святого Иоанна Дамаскина). Своеобразной антологией по всем аспектам проблемы человека
можно назвать добротолюбие.
Составной частью аскетики наряду с антропологией следует назвать и святоотеческую
психологию. Должно отметить, что выделение суммы знаний о человеке в специальные разделы
вызвано диалогом с современной наукой. Психологизм в богопознании, благочестивом пути к Богу даже
не одобрялся. Литература по этому вопросу, который применительно к проблемам современного
человека можно назвать психологией грешника, одновременно безмерна и ограниченна. Ее можно
назвать определенной частью аскетики, но она уже аскетики и должна бы, собственно, составлять
пропедевтику ее. Аскетика тесно связана с психологией падшего человека, которая составляет ее
теоретические предпосылки. Все содержание аскетики насквозь психологично. Среди работ на эту тему
систематизированными можно назвать только труд епископа Феофана (Говорова) Затворника «Путь ко
спасению (краткий очерк аскетики)» его работу о том, что есть духовная жизнь, и труд епископа
Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости», в котором он начал сопоставление светской и
святоотеческой психологии.
Изучение сопряженности святоотеческого и аскетического опыта с основами психотерапии
актуально не только в связи со спекулятивным использованием евангельского лексикона в
отечественной целительской и зарубежной психотерапевтической практике, с экзегезой в отрыве от
Священного предания, содержащего эмпирические данные (фактор, важный для науки), но и с
возможностью своевременно одухотворить психотерапию как медико-психологическую помощь, явив
при этом и научную добросовестность. Первым отечественным пособием по психотерапии можно
назвать «Путь ко спасению» святителя Феофана (Говорова) Затворника руководство, написанное во
второй половине XIX в. В предисловии к одному из переизданий обоснованно говорится, что в нем
найдут хорошие советы подросток и мать семейства, ученый профессор и простолюдин, здоровый
человек и калека. Христианская жизнь систематично представлена как метод преодоления личностных
проблем, разрешения психотравмирующих ситуаций и коррекции неадекватных реакций, в книге
детально описан весь психотерапевтический процесс от анализа возникновения мотивации к
исправлению (предпосылки покаяния) до содействия в изменении жизненных установок
(реконструкции отношений, нарушенных внутриличностным конфликтом). Краткий очерк аскетики
изложен без свойственной нравственному богословию нормативности моральных предписаний на
основе десяти заповедей Моисея, а как опыт исполнения евангельских заповедей во всей полноте.
Обобщенный святителем Феофаном (Говоровым) Затворником, опыт подвижников предвосхитил
востребованность психотерапии в научном понимании термина задолго до выделения ее в
|