и трезвения», кратко резюмирует архимандрит Киприан (Керн).
Аскетическая традиция, следовательно, зовет к воспитанию и преображению человека во всей
его цельности духа, души и тела. Оно проходит в условиях аскетического подвига. Весь опыт аскетики
усваивается как необходимое условие этого делания. Подвиг прежде всего:
1) исправительное средство для души;
2) воспитательное и предупреждающее средство против будущих искушений и опасностей.
Страждущий на приеме у психотерапевта по состоянию подвижник; собственно о подвиге
можно говорить как о терапевтике и гигиене души.
Страждущий пациент П. п. воспринимается и как подвижник, и как грешник человек,
плененный страстями. Для диагностики духовной, для интерпретации данных клинического и
психологического анализа необходимо знать о страстях в свете христианского аскетизма. Страсти
категория отсутствующая в психологической, да и в философской науке. Суть заключается в том, что
если не осуществляется реализация человека как образа и подобия Божия и даже благая жизнь в мире, то
единственно конкретной причиной являются именно страсти, сообщающие ложные, превратные
направления всей жизнедеятельности и лишающие природной по сотворению способности. Без
чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов. Страсти служат преградой добродетелям
души. Страсть всегда указывает на негармоничное и несвободное состояние сил человека, от чего
страдает и его объективное достоинство и субъективное благосостояние. Единичный интерес,
чрезмерно расширясь в ущерб другим, подчиняет своему влиянию волю человека, вот почему страсть и
является по преимуществу болезнью воли, хотя и другие силы и способности человека извращаются и
получают ложное, превратное направление вследствие влияния страсти на всю психофизическую
жизнь. Приходя в страстное состояние, душа оказывается вне своего естества, поскольку приводится в
движение чем-то чуждым, внешним, а не своим собственным.
Все громадное многообразие страстей соответствует разнообразию и духов злобы, которые
аскеты сводят в основном к восьми главным и разделяют на телесные и душевные. Первые имеют место
в телесных потребностях, но рассматриваются как психофизиологические состояния. Основным в схеме
главных страстей является генетическая связь, которая существует между ними. Имеется внутренняя
диалектика греховных страстей: одна страсть порождает другую.
Страсть также можно определить как сильное и длительное желание, а желание, в свою очередь,
как осознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся благодаря прежним опытам ее
удовлетворения. По определению Иоанна Дамаскина, страсть это возбуждающее чувства движение
желательной способности, вследствие представления блага или зла. Желание же можно
охарактеризовать с трех сторон: неудовлетворенное стремление; представление о предмете, способном
удовлетворить стремление; чувство удовольствия, знакомое из прежнего опыта удовлетворения
возникшей склонности. Центр тяжести всех страстей лежит в психической области и представляет
собой акт волевой по преимуществу. Можно определить страсть как сильное и длительное желание,
которое властно управляет разумным существом, фактически проявляясь не иначе как при условии
слабости духа, это худое делание разума.
Без подвига борьбы со страстями душа не приобретает для себя ничего боголюбезного или
спасительного, не достигает искомого исцеления. Спасительные средства:
1) память смертная (помнить, что самое страшное это смерть духовная),
2) спасительный плач о своих грехах,
3) смирение,
4) пост.
Покаяние и воздержание сопутствуют главному средству трезвению ума. Трезвение деятельно
и радикально, оно «непрестанный труд самопреобразования, аутотрансформации к общению и в
общении», оно «не мистика спиритуалистического экстаза, исступления и отрешения от тела, не
спекулятивная и не визионерская мистика... не психотехника, нацеленная на продуцирование
измененных форм сознания» (Хоружий С. С., 1995).
Очерк о П. п. необходимо дополнить уточнением самого явления аскетизма в Православии.
Восприятие термина «аскетизм» связано с представлением о монахе-отшельнике, упражняющемся в
делах, ведущих преимущественно к угнетению и умерщвлению плоти. Аскетизм считают порой
|