спровоцировать пациента на 5 основных типов поведения:
1) утвердить себя вербально и поведенчески;
2) доказать свою дееспособность как при выполнении заданий, так и в общении;
3) защитить себя в реальном смысле;
4) войти в психосоциальную реальность, оценить ее и научиться адекватно реагировать.
Глобальное восприятие ведет к глобальным стереотипным реакциям, дифференцированное к
адекватному реагированию;
5) войти при личных взаимоотношениях в рискованные ситуации, когда пациент проявляет
чувство привязанности и уязвимости по отношению к другим. Самыми трудными словами для него
становятся: «Ты мне нужен, я скучаю по тебе, я волнуюсь за тебя», которые как бы раскрывают его,
вручают другим, налагают на него обязательства.
Со стороны психотерапевта должны прилагаться усилия (чтобы достигнуть этих целей)
правильного подбора методов и техник уже в ходе лечения. Для достижения этих целей поведение
пациента можно выстроить по следующей схеме:
1) пациента провоцируют на вербальную коммуникацию с психотерапевтом;
2) пациента провоцируют как на вербальную реакцию, так и на действие, часто не
соответствующее ей;
3) пациента провоцируют на обе реакции с преобладанием вербальной как средством выражения
поведенческой реакции;
4) пациент показывает психотерапевту явные свидетельства своего поведения как результата уже
усвоенных интегрированных реакций;
5) пациент вступает в фазу самоутверждения, доказательства своей способности защитить себя,
становится социально приспособленным и может вступать во взаимоотношения с другими помимо
лечебного времени, т. е. вне терапевтических отношений.
Из описания целей и задач П. п. можно вынести две центральные гипотезы этого метода
лечения. Первая гипотеза об отношении пациента к самому себе; его концепции себя:
спровоцированный психотерапевтом (с помощью юмора, раздражителя, но в пределах его внутренней
шкалы ценностей) пациент всегда тяготеет к движению в обратном направлении в зависимости от того,
как психотерапевт определяет его как личность. Вторая гипотеза фокусируется на открытом поведении
пациента. Если вызвать с помощью провокации юмором или другим раздражителем самопораженческие
и уводящие в сторону поведение и чувства, пациент тяготеет к большему соприкосновению с
общественными нормами. Существует ряд вариантов этих гипотез. Если психотерапевт прощает
пациента, сам он не склонен себя прощать, наоборот, стремится к большей ответственности за свое
поведение, свои ценности и отношение ко всему. Если психотерапевт предлагает абсолютно голую
рационализацию для патологического поведения пациента, он начинает предлагать объяснения низкого
уровня умозаключений или применять научные принципы мышления.
При лечении П. п. врач стремится разными путями указать на социальные последствия
поведения своего пациента. Психотерапевт делает попытку вербализовать все табу, о которых люди не
говорят друг другу в наше время, он делает все, чтобы передать невозможное речью, почувствовать и
подумать о невозможном для пациента, облекая словами все внутренние сомнения, самые худшие
мысли и страхи пациента по отношению к себе и о реакциях других людей на него самого. Таким путем
пациент неизбежно начинает верить, что он не «разрушенная» личность и вполне может преодолеть
конфликтные ситуации осознанным, реальным и подходящим способом. Очень часто психотерапевт
применяет более сложные пути искушения и убеждения. И действительно, в абсурдном преувеличении
симптомов, доходящем иногда до смешного, есть свои пределы. В попытке «доказать» иррациональную
сущность пациента психотерапевт способен выстроить идиотские данные из любого источника. Он как
бы принимает на веру рациональное, всякие извинения и с помощью иронии расширяет их, а затем
«правдоподобно» подводит к концу (reductio ad absurdum доведя до абсурда). Отношение ко всему он
выражает с помощью показного возбуждения, и на протяжении всего времени он соглашается и
подтверждает «позитивную» манеру общения.
В П. п. следует как можно быстрее подходить к тем областям, которых стремится избежать
пациент и заявляет об этом своим поведением. Психотерапевт не чувствует острой необходимости
|