развития интересующей его темы, его задача оставаться с пациентом все это время и каждый
удобный момент стремиться возбудить больную тему и не дать пациенту уйти от проблемы. Тогда
пациент внесет какой-то порядок в свои впечатления и прежние опыты, разовьет тему, которую он
считает важной, и справится со своими чувствами. Психотерапевт может применить гнев, хаос, крики и
неорганизованные сеансы: все это не будет сигнализировать о каком-либо терапевтическом барьере, так
как выбор у психотерапевта на реакцию больного довольно широк. Как оказывается, подавляющее
большинство терапевтических сеансов совсем не лабильны, как это может показаться, а наоборот,
пациент сам проявляет интерес к лечению.
ПРОГРАММИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЯНГУ. Методика Янга (Young H.)
представляет собой оригинальную разновидность когнитивной психотерапии,
в которой когнитивное
реструктурирование сфокусировано скорее на внешних, чем на внутренних параметрах. Она включает
серию значимых проблем, в ходе адекватного решения которых упоминаются и подвергаются ревизии
возможные дисфункциональные установки. Набор проблем индивидуален, он ориентирован на
значимые события прошлого каждого больного, но включает и аналогичные по содержанию эпизоды из
историй болезни других пациентов. Программа подбирается на основании предварительной беседы с
больным, предоставляется ему для внимательного ознакомления, а затем эпизод за эпизодом
обсуждается с психотерапевтом. Основная функция последнего в ходе психотерапии сообщение
инструкций по каждому из сюжетов программы, имеющих конечной целью реорганизацию «мира
предположений» пациента.
ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ДЖЕКОБСОНА. Относится к группе
поведенческих методик. Методика Джекобсона (Jacobson E., 1929) согласуется с представлением о том,
что мышечная релаксация является антифобическим фактором. В ходе ее выполнения с помощью
концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство
мышечного расслабления; затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением
напряженных мышечных групп.
Все мышцы тела делятся на 16 групп. Последовательность упражнений в процессе овладения
данной методикой такова: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной
руки) к мышцам лица (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних
конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги). Упражнения начинаются с
кратковременного, 5-7-секундного, напряжения первой группы мышц, которые затем полностью
расслабляются; внимание пациента сосредоточивается на чувстве релаксации в этой области тела.
Упражнение в одной группе мышц повторяется до тех пор, пока пациент не почувствует полного
расслабления; только после этого переходят к следующей группе. По мере приобретения навыка в
расслаблении мышечные группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно
внимание все более акцентируется на воспоминании. На заключительном этапе пациент после
повседневного анализа локальных напряжений мышц, возникающих при тревоге, страхе и волнении,
самостоятельно достигает мышечного расслабления и таким образом преодолевает эмоциональное
напряжение. Курс обучения длится от 6 месяцев до 1 года, с частотой занятий 1 -3 раза в неделю по 30-
60 минут.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОЛБЕРГА. Эти методики, предложенные Волбергом (Wolberg
A., 1973), представляют собой один из немногих подходов, специально ориентированных на
психотерапию больных с пограничным синдромом (borderline syndrome), работа с которыми требует
специфических модификаций обычных приемов, используемых при психотерапии больных неврозами.
1. «Использование других». Психотерапевт опирается на тенденцию больных с пограничным
синдромом отрицать свои собственные чувства и идеи и проецировать их на окружающих. Когда такие
пациенты говорят о других, они часто на самом деле имеют в виду себя, маскируя таким образом
самораскрытие, чтобы избежать страха оценки со стороны. Тактика интерпретации такой проекции и
конфронтации с этим видом психологической защиты,
используемая обычно в сходных случаях при
неврозах, у больных с пограничным синдромом чревата усилением сопротивления и угрозой потери
контакта с психотерапевтом. Поэтому рекомендуется следующая тактика: интерпретировать не проекции
самого больного, а патологическую защиту «других людей», о которых он говорит. В этих случаях он
будет или переносить содержание интерпретаций на себя, или отрицать наличие связи патологии у
|