«других» с собственными переживаниями. Этот прием помогает укрепить терапевтический контакт с
больным. Таким же образом анализируется и содержание снов. Высказываются предположения о
возможных мотивах поведения «других людей».
Психотерапевт не отягощает пациента констатацией факта, что он такой же, как «другие». Он
признает это лишь со временем, когда больной будет готов это принять. Каждый раз, когда пациент
говорит: «Это похоже на меня», психотерапевт соглашается с тем, что это может соответствовать
действительности, и, поскольку это не столь очевидно проявляется в поведении больного во время
сеанса психотерапии, ему предлагается исследовать данный механизм в своих собственных реальных
жизненных ситуациях.
2. «Терапия установок». Прием, облегчающий выявление бессознательных установок, на которых
строятся отношения больного с окружающими. В рассказе пациента об отношениях с другими людьми
всплывают детали, отражающие установки, определяющие взаимоотношения, но неосознаваемые в силу
их неприемлемости для больного. Обычная психотерапевтическая тактика, используемая при неврозах,
не дает эффекта, так как выведение в сознание истинной установки вызывает у человека с пограничным
синдромом резкую реакцию сопротивления, обычно в силу мобилизующегося чувства его вины перед
другими. Поэтому задача психотерапевта продолжать осторожное накопление нужных деталей
взаимоотношений, не переходя границы, за которой сопротивление принимает открытый характер. В
этом случае расспрос прекращается с объяснением, что его продолжение чревато чрезмерным
повышением уровня напряжения больного. В ходе эксплорации постепенно накапливается критическая
масса материала, содержащего фрагменты неосознаваемых фантазий и установок, определяющих собой
манифестное поведение, выявляются устойчиво повторяющиеся стереотипы их действия. На данном
этапе фокусирование на этих стереотипах, интерпретации, позволяющие увязать мысли, чувства,
фантазии с одной стороны, и реальное коммуникативное поведение, с другой, создают предпосылки
для появления инсайта у больных относительно своих бессознательных установок. Для психотерапевта
предпочтительно формулировать вопросы таким образом, чтобы ассоциации между установками и
поведением исходили от самого пациента.
3. «Позитивная конструкция "Я"». Больным с пограничным синдромом часто трудно принять
наличие каких-либо положительных аспектов своей личности или использовать конструктивные
возможности своего мышления без излишней тревоги. Это, как правило, вызывает у них чувство вины,
поскольку они приучены родителями не доверять своим положительным качествам. В детстве они
обучаются неэффективному поведению, для того чтобы исполнять в семье соответствующие
предназначенные им роли.
Целью методики является снижение чувства вины без анализа его происхождения. Данная
техника представляет собой сочетание психоаналитического, клиент-центрированного и
поведенческого подходов. Психотерапевт является объектом для проекции положительных качеств
больного и отражения их ему. Например, пациент рассказывает о том, что пытался получить работу, но
потерпел неудачу, намеренно заявив потенциальному работодателю, что он не обладает достаточной
для этой работы квалификацией. Свой рассказ он завершает словами: «Вообще-то мне надо было
сказать, что я знаю об этой работе достаточно, чтобы быстро освоить недостающие детали, ведь это на
самом деле так». На это психотерапевт может заметить: «Я безусловно уверен, что вы в состоянии
быстро освоить эту работу». Фразы, сказанные больным, формулируются врачом иными словами и
преподносятся как мнение самого психотерапевта. В сеансе психотерапии далее может быть
использован ролевой тренинг, в ходе которого пациент и врач по очереди исполняют роли
поступающего на работу и работодателя. После ролевого проигрывания ряда ситуаций со сходным
дефектом проблемно-решающего поведения в сознание больного выводится наличие и устойчивость
такого дезадаптивного стереотипа в его поведенческом репертуаре. Когда пациент окажется способным
брать на себя ответственность за свои действия без чрезмерной тревоги или демонстрации привычных
дезадаптивных защит, психотерапия принимает характер обычной работы с больными неврозами.
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК. Один из методов групповой психотерапии.
Ряд авторов не
выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная
арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и др.).
Основная задача П. р. состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных
|