пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика,
П. р. способствует
выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится
обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно
использовать краски, цветные карандаши) и рисует на заданную тему. Для П. р. качество не имеет
существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и
касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные
категории: 1) прошлое, настоящее и будущее пациента (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь
окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание
и др.); 2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и
др.); 3) отношение в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.). Применяется
также свободное (каждый член группы рисует то, что хочет) или совместное рисование (вся группа
рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 минут.
После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.
Обсуждение П. р., как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что хотел
изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства
вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый
интерес представляют расхождения в понимании и интерпретациях членов группы и рисовавшего,
которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и
проекцией проблем других пациентов. При интерпретации П. р. обращается внимание на содержание,
способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного
пациента специфические особенности. В П. р. находят отражение непосредственное восприятие
пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.
Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением, выполняя
рисунок на тему «Моя семья», рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и себя
самого, лежащего на кровати; при этом себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную
фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражал
ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.
При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого пациента в
групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов
группы в процессе совместной работы.
ПРОЕКЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПО ЛАЗАРУСУ. Один из приемов поведенческой психотерапии,
предложенный Лазарусом (Lazarus А. А.), идея которого заключается в том, что приятное
предвосхищение будущего формирует прямой противовес негативным ожиданиям, спонтанно
возникающим при депрессивных и фобических состояниях.
В ходе предварительной беседы психотерапевт пытается выявить типы активности, которые
были приятны больному до наступления депрессии, используя специальные «списки радостных
стимулов», определяет сцены или события, представление о которых может стать для пациента
источником приятного переживания. Затем с помощью гипнотического внушения или краткосрочного
тренинга мышечной релаксации больной вводится в состояние легкого мышечного расслабления.
Психотерапевт очень подробно описывает первую сцену, чтобы пациент как можно ярче и детальнее
представил ее. Далее пациент стимулируется к тому, чтобы столь же ярко и живо, но уже
самостоятельно, представить вторую и последующие сцены. Психотерапевт создает условия для
проекции этих приятных представлений в будущее, способствуя: 1) развитию приятных перспектив и
появлению мыслей, связанных с возможным улучшением настоящего положения, 2) приобретению
пациентом опыта устранения подавляющих его в настоящее время забот. Появляется «психический
противовес» спонтанно возникающим негативным переживаниям. В заключение период времени,
который в представлениях был наполнен приятным содержанием, в целом оценивается как радостный
и насыщенный отрезок жизни (фаза ретроспективного созерцания). Больной получает инструкцию
самостоятельно тренироваться в проекции во времени в определенные промежутки между сеансами
психотерапии или при определенных ситуациях. В качестве содержания представлений используются
не только любые доставляющие удовольствие типы активности, но и приятные результаты каких-то
поведенческих стереотипов, выполнение которых на данный момент вызывает затруднение или
|