приемам. В работе участвовали психиатры, психоаналитики, клинические психологи, социологи,
студенты всех этих специальностей. На основе тщательного анализа длительных наблюдений были
подготовлены публикации Броуди (Brody M., 1959), Инглиша (English О. S., 1960) и др. Розен также
завершил свой собственный отчет о последних усовершенствованиях прямого анализа, включающий
описание процедур, применяющихся в лечении, и детальное изложение теоретических взглядов, на
которых базировался метод.
Психозы, с точки зрения П. а. Р., являются психогенными нарушениями, отличающимися от
неврозов и нормы лишь степенью. Розен употреблял понятие «психоз», включая в него различные
психопатологические синдромы как особые виды психогенных реакций, по выраженности от «самого
легкого» до «наиболее тяжелого». Всего автор выделяет восемь степеней тяжести, соответствующих
восьми фазам психоза. При этом больной психозом находится в движении от одной фазы к другой в
любом направлении вверх и вниз. Одни пациенты передвигаются от фазы к фазе весьма быстро,
другие, в наиболее неблагоприятных случаях, могут оставаться на одной фазе месяцы или даже годы.
Вслед за Фрейдом рассматривая психоз как регресс к прегенитальной стадии психосексуального
развития, Розен видит в фазах психоза уровни регресса от «позднего анального» (легкий психоз) до
«позднего орального» (тяжелый психоз). В то же время поведение психотика не всегда типично для той
фазы, на которой он находится. Каждый больной в любой из фаз может проявлять оральную, анальную
или даже генитальную характеристику. Психодинамически психоз понимается Розеном в терминах
регресса от конфликта между Эго и Супер-Эго к оральной или анальной жизни. Супер-Эго автор
описывает как психическое воплощение «раннего материнского окружения», возникающего сразу после
рождения и достигающего наиболее важных характеристик в течение первого года или первых двух лет
жизни (в отличие от Фрейда, понимавшего Супер-Эго как «наследника эдипова комплекса»,
формирующегося в первые 5-6 лет жизни и являющегося воплощением родительских и других
«моральных» воздействий). По мнению Розена, «нормальный» ребенок в процессе имитации,
идентификации с «матерью» постепенно приобретает разумное, умеренное Супер-Эго. «Девиантный»
ребенок, который в дальнейшем станет невротиком или даже психотиком, начинает жизнь с
приобретения неразумного, неспокойного, неудобного Супер-Эго. «Мать», которую он имитирует и с
которой пытается идентифицироваться, необходима, но ужасна. В одной из своих ранних статей Розен
утверждал, что больной психозом это тот, «кто воспитывается женщиной, страдающей извращением
материнского инстинкта». Позднее он говорит о «раннем материнском окружении», точнее, об
«актуальной матери» как об источнике психоза. Когда Эго уступает в изнурительной борьбе с этим
«жестким, суровым» Супер-Эго, оно пытается найти облегчение в возвращении к более ранним стадиям
развития, в регрессе. Таким образом, смысл психоза как регресса, с точки зрения Розена, заключается в
том, чтобы «разыскать мать, которую он знал», а каждая из фаз психоза рассматривается как
переживание некоторых аспектов взаимоотношений «ребенокмать». Это движение психотика вниз, к
прегенитальным фазам развития, автор характеризует как путь «из огня да в полымя». Первоначальные
взаимоотношения с ранним материнским окружением, к которым он возвращается, еще более
мучительные, чем их копия, конфликт Эго и Супер-Эго, превращают его жизнь в вечный ночной
кошмар. Однако он не может по своей воле положить конец регрессу, а может лишь пробовать
различные способы поведения, которые Розен и пытался разглядеть в восьми фазах психоза. Таким
образом, Розен приходит к пониманию манифестного содержания психоза в терминах этих
существенных отношений «ЭгоСупер-Эго» или «ребенокмать». Большая часть психопатологии П. а.
Р. посвящена пониманию специфических примеров психотического поведения, таких как «быстрый
разговор», «дурашливое настроение», «покорная реакция», в терминах своей общей теоретической
ориентации. В каждом из рассмотренных примеров (всего около 60 видов поведения) манифестное
содержание относится к скрытому, латентному содержанию, представленному одной из фаз психоза.
Для характеристики скрытого содержания Розен сконструировал серию лейтмотивов (что психотик
неосознанно чувствует и думает) для каждой из восьми фаз. Лейтмотив, основная тема скрытого
содержания, включает две части. Первая представляет собой описание внешнего вида и поведения
пациента, а также, в качестве примера, его характерных сновидений. Во второй части содержится
объяснение отношения неосознанной части Эго к Супер-Эго. Розен использовал эту серию лейтмотивов
в лечении и обучении как ключ к определению фазы психоза, на которой находится пациент.
|