П. а. Р. как метод лечения психозов базируется на концепции «приемных родителей», лечение
каждого больного проводится в маленьком домике или квартире, обслуживаемой тремя или четырьмя
ассистентами, совместная жизнь пациента и персонала напоминает семейные отношения. Психиатру
определяется роль «приемного родителя». Для компенсации недоброжелательности подлинной «плохой
матери» (т. е. Супер-Эго) он должен действовать как «хорошая мать». По мнению Розена, психиатр берет
на себя ответственность за принятие неоинфантильного психотика и за перевоспитание этого
«неомладенца», как за реального ребенка. Поначалу Розен считал, что психиатр должен искренне
любить своего пациента, чтобы достичь цели «воспитания» выхода из психоза. Однако позже он
говорил, что достаточно вести себя как любящий приемный родитель, так как часто психотик реагирует
на утверждение «Я люблю тебя» так же, как невротик на реальное проявление этого чувства.
Осуществление роли хороших приемных родителей не исключает строгой дисциплины, когда ситуация
требует этого, и не устраняет постоянного жесткого контроля за лечебным процессом. Ассистенты
должны заботиться о своем подопечном и оберегать его круглосуточно. Это касается не только его
физического благополучия, но и психических потребностей, выражающихся вербально и невербально в
манифестном содержании психоза.
Перед лечебными сессиями ассистенты записывают свои наблюдения, что может оказаться
полезным для прямого психоанализа. Лечебную сессию психиатр обычно проводит лицом к лицу с
пациентом. Ассистенты располагаются поодаль. Не исключается присутствие студентов и других
наблюдателей, так как, по мнению Розена, сознание психотика сфокусировано на внутреннем
состоянии, изредка на психиатре и никогда на окружающих. Лечебные сессии, протекающие в виде
беседы психиатра и пациента, гибкий, неструктурированный процесс. Больной, находящийся в
определенных фазах психоза (например, 2-я фаза маниакально-депрессивная реакция, маниакальный
тип), с большей вероятностью может взять инициативу беседы на себя, инициатива больного это
некоторые фрагменты его призрачного манифестного содержания. Ответной реакцией психиатра могут
быть вопросы, интерпретации,
простые «да» или «нет», жесты, мимика или демонстрация некоторых
эмоций, например гнева или одобрения. При беседах с психотиками, находящимися в других фазах (6-я
фаза шизофрения, кататонический тип), инициативу обычно берет на себя психиатр. Он может
произнести короткий монолог с объяснениями или интерпретациями некоторых аспектов
психотического манифестного или скрытого содержания. Ответной реакцией пациента может быть
принятие информации или ее опровержение, молчание, взрыв веселья, агрессивное поведение и др.
Инглиш (English, 1960) и Шифлин (Scheflen A., 1961) опубликовали перечни техник, которые
использовались Розеном в процессе прямого психоанализа. Такое структурирование приемов было
необходимым на стадии становления метода П. а. Р., однако не отражает спонтанности и
непосредственности, типичных для протекания лечебной сессии. Сам автор утверждал, что он не чаще
сознательно использует те или иные приемы, чем родитель при воспитании ребенка. Важной
особенностью лечения методом П. а. Р. является его психиатрическая ориентация на фазы психоза, т. е.
учет специфичности психотического состояния.
Другой особенностью этого лечебного метода является сокращение возможных видов
психотического манифестного содержания до двух обобщающих моментов: лейтмотивов,
сконструированных для описания 8 фаз психоза, и базисного понимания «матери», которое лежит в
основе этих лейтмотивов. В типичной лечебной сессии П. а. Р. ослабляется воздействие «плохой
матери» (Супер-Эго) и вводится влияние «хорошей матери». В конечном счете через процесс,
описанный как «имитация инкорпорация идентификация», больной психозом может приобрести
разумное, умеренное Супер-Эго. Базисом для этого процесса служит явление переноса. Фрейд считал,
что при психозах не бывает переноса. Розен, напротив, утверждает, что перенос характерная
особенность больных психозом. Он определяет перенос как тенденцию искать и находить «мать,
которую ты знал», в людях и объектах, которые очевидно не являются его матерью. Для Розена
психотерапевтическая проблема не в отсутствии переноса, а в его избытке. В задачи психиатра входит
поиск способов фокусирования психотического переноса. Это объясняет обычную для Розена форму
ссылки на себя как на «мать», «отца», «Бога» и др. фигуры, когда он общается с пациентом. Таким
образом он привлекает внимание и интерес больного. Психиатр делает вид, что обладает материнским
всемогуществом и всеведением, которое пациент приписывал голосам, неодушевленным предметам,
|