Баженов, секретарь Н. А. Вырубов, товарищ секретаря Н. Е. Осипов и др.). С 1910 по 1914 г.
выходит журнал «Психотерапия», в котором количество научных работ психоаналитической
ориентации возрастает за 4 года с 40 до 90%. Кроме российских врачей в «Психотерапии» публикуются
Фрейд, Адлер (Adler A.), Штекель и др. Психоаналитические статьи все чаще появляются и в таких
периодических изданиях, как «Современная психиатрия» и «Журнал невропатологии и психиатрии им
С. С. Корсакова».
В то же время полоса расколов в мировом психоаналитическом движении начала 10-х гг.
затрагивает российскую науку. Лишь немногие из российских врачей смогли без оговорок принять
сексуальную теорию Фрейда; большинство искали способы отказаться от «пансексуализма», заменить
главенство либидо главенством инстинкта самосохранения (Залкинд А. Б.), социального чувства и
стремления к божественности (Бирштейн И. А.). К 1912-1913 гг. часть психоаналитиков отошла от
фрейдовского психоанализа к индивидуальной психологии Адлера, чья идея органического субстрата
психоневрозов была традиционно ближе российской «физиологической» психиатрии, а понятие
«комплекса недостаточности» резонировало с одной из центральный идей русской философии с
идеей преодоления человеком собственных границ ради сближения с Богом (Соловьев В. Ф., Бердяев Н.
А. и др.). Аналитическая психология Юнга особой популярности в России не приобрела.
С 1914 по 1921 г. российский психоанализ переживает латентный период, начало которого
связано с Первой мировой войной. В 1914 г. по экономическим причинам закрывается журнал
«Психотерапия»; отдельные редкие публикации психоаналитических работ до 1915 г. появляются в
«Современной психиатрии». Некоторые врачи оказываются на фронте, другие прекращают клиническую
практику (известно, что в военное и послевоенное время научные исследования продолжали М. В.
Вульф и Т. К. Розенталь). В 1917 г. умирает В. П. Сербский. В 1919 г. Н. Е. Осипов эмигрирует в Чехию,
и с этого времени лидером и координатором российской психоаналитической деятельности становится
И. Д. Ермаков.
Постреволюционный период в России характеризуется возрождением интереса к естественным
наукам, в том числе к проблемам психологии. Одновременно широко пропагандируется идея
социалистического воспитания детей и ранней профилактики невротических заболеваний в целях
создания «человека для коммунистического будущего». Над последней проблемой работает Институт
мозга в Петрограде под руководством В. М. Бехтерева, где практикуются, в частности, психоанализ
Фрейда и гипнокатарсический метод Франка (Frank L). В 1918 г. В. М. Бехтерев возглавляет
Психоневрологическую академию с Детским институтом в составе. Параллельно широко развивается
наука о ребенке педология, возглавляемая П. П. Блонским. Внимание новых руководителей страны и
ученых, принявших социальный заказ, обращается и к идеям Фрейда.
В 1921 г. И. Д. Ермаков и М. В. Вульф в целях реабилитации психоаналитического движения
создают в Москве «Психоаналитическую ассоциацию исследований художественного творчества». В
1922 г. на основе Ассоциации, при поддержке Главнауки и лично Л. Д. Троцкого и Н. К. Крупской,
учреждается Российское психоаналитическое общество (РПО) численностью 14 человек (председатель
РПО И. Д. Ермаков, секретарь М. В. Вульф). Помимо психоаналитиков «первой волны» в него
вошли лица, близкие к высшим кругам власти (Шмидт О. Ю., Блонский П. П.). Работа Общества
организуется в двух секциях: медицинской (Вульф М. В.) и педагогической (Блонский П. П.). С этого же
года начат выпуск книжной серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека», ставшей
фактически первой попыткой ознакомить широкого читателя с психоаналитическими проблемами в
систематизированном виде. По 1925 г. включительно в серии выходят новейшие труды Фрейда, Джонса
(Jones E.), Ференци (Ferenczi S.), Кляйн (Klein М.), Юнга и др. В 1923 г. происходит слияние РПО с
Казанским психоаналитическим обществом, созданным годом раньше и возглавляемым А. Р. Лурия. В
том же году Международная психоаналитическая ассоциация принимает решение включить российскую
группу в свой состав (решение было подтверждено в 1924 г. на Зальцбургском конгрессе).
С 1923 г. основными направлениями работы российских психоаналитиков, находившихся под
сильным давлением власти и вынужденных ориентироваться на внутреннюю политику государства,
становятся попытки синтеза учений Фрейда и К. Маркса, с одной стороны, и школ Фрейда и В. М.
БехтереваИ. П. Павлова
с другой, с целью создания единой «подлинно материалистической
концепции личности». Одновременно продолжаются исследования ребенка, направленные на
|