официальной информации об их структуре, членстве, целях и задачах нет.
В целом современный российский психоанализ находится на этапе своего становления и
развития. В настоящее время единственным сертифицированным психоаналитиком Немецкой академии
психоанализа (БерлинМюнхен) является проф. В. Д. Вид (Институт им. В. М. Бехтерева, Санкт-
Петербург). Пока еще рано говорить о какой-либо российской школе психоанализа, которая, по мнению
президента НФП М. М. Решетникова, может появиться не ранее 20-х гг. следующего тысячелетия.
ПСИХОАНАЛИЗ И ЛИТЕРАТУРА. Многие ключевые понятия философии Фрейда (Freud S.)
имеют литературное и литературоведческое происхождение. В его произведениях обширно
представлены ссылки на Аристотеля, Г¸те, Грильпарцера, Гейне, Гофмана, Келлера, Ибсена, К. Ф.
Мейера, Ницше, Шопенгауэра, Шекспира, Софокла, Стриндберга, Золя и других писателей. В своих
исследованиях душевных процессов Фрейд вплотную подошел к границам естественнонаучных
методов, но, в отличие от многих, не остановился на достигнутом и не стал поспешно объявлять
несостоятельным все, что не поддавалось естественнонаучному объяснению. В этом сложном
положении он принял неожиданное решение и всю свою дальнейшую жизнь следовал «окольным
путем» путем психотерапевтической реконструкции биографии отдельного человека. В свое время
Фрейд заметил, что истории болезни, которые он пишет, читаются как новеллы.
В начале века представители гуманитарных наук не мыслили психоанализ вне литературы, к
которой психоаналитики обращались в поисках аргументов в пользу своих гипотез. Аналитик и поэт
представлялись в известном смысле «коллегами».
Несмотря на то, что литературоведы на первых порах довольно скептически восприняли многие
психоаналитические подходы и концепции, последние не могли не привлечь к себе внимание
специалистов и со временем стали предметом широкой научной полемики, которая касалась как
отдельных интерпретаций, так и психоаналитической эстетики и методологии в целом.
В рамках психоаналитической теории возникло несколько моделей творческой личности. Самая
известная из этих моделей основана на понятии сублимации, которая первоначально характеризовалась
как социально приемлемый способ уклонения от предосудительных влечений (например,
гомосексуального характера). Позднее некоторые авторы рассматривали творческие способности и
художественное произведение как инверсию или производное от архаического нарциссизма
(возвеличенной самости и идеализированного родительского образа); отмечали, что творчество
представляет собой своеобразный акт реабилитации, которая контрастирует с сексуальными и
агрессивно-деструктивными фантазиями, характерными для раннего параноидно-шизоидного
состояния; указывали на роль поощряемой матерью иллюзии всемогущества, когда устраняются
возрастные и половые различия, а иногда вообще аннулирует любые различия, придавая идеальные
черты и эстетическую ценность объектам анального характера. В рамках последней гипотезы само
произведение искусства становится своеобразным фаллическим символом или фетишем. Современные
авторы отмечают, что в случае аутентичной сублимации произведение искусства является выражением
зрелого идеала Эго, сформировавшегося на основе идентификации с отцом, при этом подчеркивается,
что методы психоаналитической литературной интерпретации почти всегда следуют той или иной
терапевтической модели.
Однако еще Фрейд уделял равное внимание обоим подходам: а) анализу личности автора (по
типу анализа психодинамического процесса терапии), при котором произведение последнего
интерпретируется как симптом, б) анализу самого произведения, при котором автор воспринимается как
талантливый психолог, в известном смысле коллега интерпретатора. Методика любой литературной
интерпретации на основе психоаналитических подходов зависит от ориентации толкователя на
личность автора, содержание текста, форму текста или восприятие текста, и одновременно интерес
психоанализа не ограничивается аспектами личности и содержания: психоаналитическому
исследованию может быть подвергнут любой воспринятый феномен, в том числе формальные элементы
того или иного произведения.
Психоанализ личности художника не ставит своей целью сбор данных, уличающих писателя в
абнормальности. Речь идет скорее о реконструкции бессознательных структур и причинно-
следственных взаимосвязей. Несмотря на целый ряд удачных психоаналитических монографий,
посвященных отдельным авторам, с методической точки зрения притязания толкователей, уверенных в
|